Краткое содержание
  1. ПРЯЖЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - КАК МОЛИТЬСЯ СВЯТЫНЕ, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ РОССИЮ И УКРАИНУ, ПОМОЩНИЦЕ И ЗАСТУПНИЦЕ
  2. КАК УЗНАТЬ ПРЯЖЕВСКУЮ ИКОНУ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ИКОНОГРАФИИ
  3. ЗНАЧЕНИЕ ПРЯЖЕВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
  4. ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ, ПРОСЛАВЛЕНИЯ И ЧУДЕС ПРЯЖЕВСКОЙ ИКОНЫ
  5. ИСТОРИЯ ГОРНАЛЬСКОГО СПИСКА, НЫНЕ ИМЕЮЩЕГО НАЗВАНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ПРЯЖЕВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
  6. КАК МОЛИТЬСЯ ИКОНЕ ПРЯЖЕВСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ПРЯЖЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — КАК МОЛИТЬСЯ СВЯТЫНЕ, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ РОССИЮ И УКРАИНУ, ПОМОЩНИЦЕ И ЗАСТУПНИЦЕ

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ
  1. АКАФИСТ ЖИВОТВОРЯЩЕМУ КРЕСТУ
  2. АКАФИСТ СЕМИСТРЕЛЬНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
  3. АКАФИСТ ИИСУСУ СЛАДЧАЙШЕМУ
Известно, что в Православной Церкви есть множество разных образов Божией Матери. Некоторые из них прославились чудотворениями и имеют благодать помощи в разных житейских ситуациях. В нашей статье мы расскажем об удивительном образе Пряжевской Божией Матери — хранительнице Житомирской и Курской областей, месточтимом образе этих епархий. В старину этот образ так прославился помощью от Богородицы, что за многими драгоценными дарами в благодарность от верующих не видно было самой одежды Богоматери. Часть таких даров изображена на чудотворном списке этой иконы, с которым и в наши дни проводится единственный крестный ход через российско-украинскую границу. Мы расскажем, как молиться перед Пряжевской иконой, в чем она помогает и почему так почитается.
image

КАК УЗНАТЬ ПРЯЖЕВСКУЮ ИКОНУ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ИКОНОГРАФИИ

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ
  1. АКАФИСТ БОЖИЕЙ МАТЕРИ УМЯГЧЕНИЮ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ
  2. МОЛЕБЕН О СЕМЬЕ
  3. МОЛЕБЕН ПЕТРУ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИМ
Икона Пряжевской Божий Матери принадлежит к иконографическому типу Путеводительницы — Одигитрии. Неизвестно, где и когда она была написана, но первые чудеса по молитвам перед этой иконой были совершены в селе Пряжево Житомирской области — поэтому икона и получила такое название. По свидетельствам очевидцев, икона была древнего византийского письма. Оригинал образа не сохранился: на нем Богородица была изображена в ярко-красных одеждах с золотыми полосами и зеленым нижним хитоном. Правой рукой Она держала за руку Младенца. Лики маленького Христа и Его Матери соприкасались. Правой рукой Господь благословлял молящихся. Над Ликами Богоматери и Младенца были золотые нимбы с рисованными драгоценными камнями. Первый Пряжевский образ был около полуметра в ширину и 90 см в высоту. Сохранившийся список иконы Горнальский, прославившийся своими чудотворениями и носимый на крестных ходах сегодня, имеет несколько иную композицию, хотя и также называется Пряжевской иконой. Его легко узнать по тому, что он написан на ткани, а не на древе, будучи создан примерно в XVI-XVIII веках, когда иконопись по дереву уже не была столь распространена. На нем видно, что фрагменты иконы писались в разное время двумя иконописцами. Лик и руки более древние, а необычная одежда Богоматери создана в конце XVIII века иконописцем, исцелившимся после молитвы перед иконой, Иваном Белым. По этой одежде узнается Пряжевская икона: Богородица и Младенец словно обвязаны цепями с нарисованными украшениями. Иконописец хотел, реставрируя икону, отразить почитание, которое ей оказывали благодарные за чудеса люди. На Горнальском списке, кроме того, нарисованы более богато украшенные нимбы и цата — нижняя подвеска к нимбу Богоматери. Младенец держит голову прямо, руки Богородицы и Христа не соединяются: Матерь Божия правой рукой указывает на Младенца, а Он, так же благословляя правой рукой людей, придерживает под левой рукой державу — символ царского достоинства. Над их головами идет надпись: «И Слово плоть быть и вселился в ны» — то есть, «Слово стало плотью (Господь Иисус Христос, Сын и Слово Божие воплотился на земле) и вселился в нас (стал Богочеловеком, принял человеческую природу, отдал за нас Себя в жертву, а в Таинстве Причастия Своим Телом и Кровью соединяется с нами)». Единственная чудотворная Пряжевская икона, пребывающая в Курской области и называющаяся Горнальским списком образа находится под драгоценной серебряной с позолотой ризой. Она украшена камнями и эмалью, увешана подносными украшениями — благодарностью за помощь от многих людей. Из-под ризы виднеются только потемневшие от времени руки и лики Богомладенца и Его Матери. Однако вы можете найти онлайн фотографию или репродукцию, где икона запечатлена без ризы.
image

ЗНАЧЕНИЕ ПРЯЖЕВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

За время существования христианства было создано множество изображений Богородицы. Все они, имея разные названия по месту обретения или особой помощи, изображают одну и ту же Женщину — как если бы мы рассматривали разные фотографии одной девушки с разных ракурсов, в разных позах. Первые иконы Богоматери, согласно преданию Церкви, писал святой евангелист Лука — ученик Христа, врач и иконописец. Он создал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе с греческого — Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип — это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. По преданию, все они написаны с натуры — то есть позировала для икон Сама Богоматерь — и на досках от стола, за которым происходила Тайная Вечеря, последняя трапеза Христа с апостолами на земле, когда Он установил Таинство Причастия. По преданию, увидев иконы, созданные святым Лукой, Богородица благословила их и сказала, что будет помогать всем, кто будет обращаться к Ней перед образом. Позже на основе икон, созданных первым иконописцем — святым Лукой, появилось множество иных иконографий Богородицы, которые можно назвать подтипами: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. И каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной: по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью. К иконографическому типу Одигитрии, помимо Пряжевской, относятся и многие другие чудотворные иконы, например, Вифлеемская, Ченстоховская, Смоленская, Тихвинская. Богословский смысл Пряжевского образа такой же, как у всех икон Одигитрии. Имя Указующей Путь означает, что Богородица жестом правой руки показывает молящимся на Христа — единственный Путь к спасению и Жизни. Богородица являет людям Богомладенца, словно говоря, что только через веру в Господа Иисуса можно обрести истинный жизненный путь, дорогу в Царство Небесное. Этот Путь нужно пройти, чтобы достичь спасения. Младенец же Христос обычно восседает на левой руке Матери и Своей правой рукой благословляет людей.
image

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ, ПРОСЛАВЛЕНИЯ И ЧУДЕС ПРЯЖЕВСКОЙ ИКОНЫ

Впервые икона прославилась в конце XVII века. Неизвестно, где образ был явлен, однако первые сведения о чудесах от него (зафиксированные документально, в церковных книгах) относятся к началу XVIII века, когда он уже пребывал в храме села Пряжева, неподалеку от города Житомир (территория современной Украины). Именно по названию этого села икона и получила свое имя. В то же время появился первый обычай совершать с чудотворной иконой крестные ходы и создавать ее списки. В то время икону переносили в храмы Житомира — их тогда было только два, Крестовоздвиженский храм на Замковой горе или Успенский на Подольской. В XVIII веке после интриг и свойственных униатам непростых методов храм перешел в их ведение. Униатство (от латинского слова «унио» -объединение) — объединение нескольких представителей Православной Церкви с католиками. Представляло собой мнимое «единение церквей» с сохранением внешней стороны православных обрядов (привычных людям), но с принятием католических догматов (сути вероучения) и главенства непогрешимого Папы Римского. Оно было создано в 1596 году и навязывалось жителям нынешних Белоруссии и Украины с Запада посредством политической силы, поэтому не пользовалось популярностью. Русская Православная Церковь в ее полноте никогда не принимала унию, однако униатство было выгодно политически, поэтому правители определенных стран и областей насильно отбирали храмы у православных, давая униатам возможность совершать в них свои богослужения. Судьба Пряжевской иконы отражает результаты униатства: храм, где она пребывала, был захвачен униатами и почти век пустовал, люди не шли сюда. Униаты же, по мнению историков, уничтожили документы, где хранились сведения об обретении и почитании образа. Возможно, эта чудотворная икона была древнее, чем показывают современные документы: униаты хотели сделать ее своей святыней и заставить людей поверить в то, что икона впервые была обретена ими. Вот как опасен и лжив церковный раскол. Сохранилась история о чуде Пресвятой Богородицы, пожелавшей оставить икону в Пряжеве. Когда храм отдали православным, один из католических ксендзов решил забрать икону из сельского храма, где она была явлена и исторически пребывала, в католический храм Житомира. Но сама Божия Матрене дала этого сделать. На мало расстоянии от храма лошади его повозки встали и их не удавалось заставить двигаться. Когда же ксендз, выбившись из сил, взглянул на увозимую из родных мест икону, то увидел на лике Пресвятой Богородицы капли слез. Осознав свой поступок, он привез святыню обратно в храм. После возвращения в лоно Православия Пряжевская церковь и село были долгое время бедны. На иконе была простая медная риза — возможно, более богато украшенную забрали униаты. К счастью, в середине XIX века в Житомире побывал Александр II c супругой. Он помог построить кафедральный собор в Житомире, куда стала вновь приноситься для почитания верующих Пряжевская икона. Император с женой, видимо, поклонились и Пряжевской иконе, после чего царица Мария Александровна в 1864 году повелела изготовить и выслать из Петербурга в Пряжево ризу из серебра с драгоценными камнями. Долгое время, очевидно, из опасения внезапного захвата униатами, Пряжевская икона находилась над алтарем харма, на горнем месте, откуда выносилась для поклонения. 24 мая 1874 года образ был помещен в иконостасе, над Царскими вратами — по образу чудотворной иконы Успения, главной святыни Киево-Печерской лавры. Отсюда она на лентах спускалась для целования верующими ежедневно после утренней Литургии. По указу Святейшего Синода в 1893 году был восстановлен древний крестный ход из Пряжево в Житомир. Икона находилась в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города с июня по август, а остальное время года — на родине. Увы, в годы советской власти маленький сельский храм в Пряжево, явивший миру столько чудес, был разрушен, а сама икона — уничтожена. Не сохранилось даже сведений о том, как это случилось. Остались лишь почитаемые списки образа: в Житомирском Преображенском кафедральном соборе, Тригорском Спасо-Преображенском монастыре. А особая слава образа перешла к чудотворному списку иконы, обретенному в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре. Этот список, явленный чудом дважды — в XIX и в ХХ веке, словно получил благодать от утраченного Пряжевского образа.
image

ИСТОРИЯ ГОРНАЛЬСКОГО СПИСКА, НЫНЕ ИМЕЮЩЕГО НАЗВАНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ПРЯЖЕВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Горнальский список — большая икона, написанная на полотне. По мнению искусствоведов, написанные рукой первого иконописца лики можно датировать XVII веком или ранее. Ученые считают, что, поскольку Горнальская обитель Курского края воздвигалась монахами разоренного в 1672 году, в ходе русско-польской войны, Острогожского Дивногорского монастыря, этот образ был принесен оттуда. Видимо, братия забрала особо чтимую икону из покидаемой родной обители — ее размер традиционен для образов местного ряда иконостаса. Обитель была упразднена, в соответствии с указом Екатерины II о штатных монастырях, в 1780-х годах. Главный храм монастыря стал обычной приходской церковью, относящейся к ближайшей слободе Горнали. Монахи обители должны были зарабатывать себе на хлеб в миру. Горечь разорения обители, беда скитальческой жизни вскоре утешились чудесами Пресвятой Богородицы: в Спасо-Преображенском храме, бывшем главным собором обители, вскоре обновился список Пряжевской иконы. Внимание к нему привлекло чудо возгорания свечей и лампад перед ним: на ночь весь огонь в храме гасился, а наутро много дней подряд перед образом горели и лампады, и свечи. Это казалось недосмотром или шалостью детей, но такой возжигание свечей было первым знаком от Богородицы к почитанию чудотворного образа. Позднее, в 1864 году, некий игумен Нестор составил Сказание о чудотворной Пряжевской иконе, где рассказал, что в 1792 году некому боголюбивому художнику и иконописцу по имени Иван Белый в сонном видении или наяву был голос, повелевший достать древнюю икону Богородицы, рисованную на полотне и спрятанную кем-то за иконостасом приходской, бывшей монастырской церкви. По словам иконописца, Сам Господь повелел ему обновить образ, оставив неприкосновенными полностью сохранившиеся лики Пресвятой Богородицы и Богомладенца. Действительно, иконописец по благословению священника вместе с клириками храма вошел в церковный алтарь и за иконостасом нашел полотняную икону. О ее существовании никто не знал, была она забыта даже бывшими монахами упраздненной обители. Так чудесно был найден почитаемый по сей день образ, обновленный так, как было указано Ивану Белому свыше. Об этом свидетельствует надпись на иконе, которую можно прочесть по сей день и которая сохранила точный год ее обретения и обновления: «Сия (эта) икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся (обновилась, была отреставрирована и переписана) в 1792 году». Первым чудом, произошедшим по молитвам перед образом, было исцелением самого обретшего икону иконописца. Он был тяжело болен, но после первого молебна перед найденной и обновленной иконой обрел исцеление. Это засвидетельствовали священник и дьячок церкви. История обретения иконы и исцеления ее иконописца распространилась по окрестностям. Многие куряне приходили, чтобы помолиться Пресвятой Богородицы перед чудесно явившимся образом. Свидетельства о помощи им Богородицы сразу фиксировались в церковных книгах. Также было записано несколько случаев избавления по молитвам к Богородице перед Пряжевским образом от холеры. Эта опасная в то время болезнь эпидемиями охватывала и опустошала города и села, однако после традиционного крестного хода с Пряжевской иконой вокруг населенного пункта, где болели люди, страшное заболевание отступало. Никольский Белогорский монастырь, братией которого была принесена, спрятана и обретена чудотворная икона, был возрожден также благодаря ее чуду. В середине XIX века после молебна перед образом чудесно исцелился благочестивый купец Косьма Купреев из города Суджа Курской губернии. В сонном видении голос Богородицы повелел Косьме отправиться в Преображенский храм на месте упраздненного Белогорского монастыря и совершить перед Пряжевской иконой молебен. Благодаря за исцеление, Косьма вместе с Федором и Владимиром Купреевыми, его сыновьями, стали ходатайствовать о возрождении монастыря. Очевидно было, что чудотворная икона должна постоянно оберегаться братией, кроме того, паломников к ней было много, и обитель могла помогать им, давать кров и пищу. 24 августа 1863 года по царскому указу обитель в статусе пустыни — то есть маленького монастыря с небольшим числом монахов — была возрождена, а чудесно исцеленный купец Косьма с сыновьями приняли монашеский постриг и первыми поселились в ней, чтобы служить Богу и людям. Пример иконописца Ивана Белого и семьи Купреевых — это образец того, как мы должны благодарить за исцеления и чудеса Божии. Не обязательно уходить в монастырь, но нужно послужить Богу и Матери Его своими трудами, своими талантами, пусть даже своими связями и материальными возможностями. Это и будет истинной благодарностью и настоящим путем ко спасению. Почитание и слава чудотворной Пряжевской иконы по Божией благодати еще больше возросли с восстановлением Белогорской обители. Как и с первой Пряжевской иконой, которую носили крестным ходом в Житомир, жители Курской земли организовали крестный ход с иконой по своему краю. Икону переносили в город Мирополье на период от Вознесения до праздника Святой Троицы — Пятидесятницы. Эта традиция была основана в 1867 году, в память спасения Александра II от рук террористов в Париже. Второй ежегодный крестный ход с Пряжевским образом был организован в память чудесного спасения им­пе­ра­то­ра Алек­сандра III и его семьи, включая будущего святого царя-страстотерпца Николая II, во вре­мя же­лез­но­до­рож­но­го кру­ше­ния под стан­ци­ей Бор­ки. Погибло много людей, но именно Царская семья не получила повреждений. В Курской губернии к этому дню приурочили ежегодный крестный ход в город Суджу, родину семьи Купреевых, икона пребывала для поклонения верующих в часовне во имя Александра Невского при местном монастыре. Во время от праздника Успения Богородицы до Рождества Богоматери чудотворную Пряжевскую икону возили по всем городам, слободам и селам Курской земли. На родине иконы, в Белогорской пустыни, в честь чудотворного образа построили еще один придел Спасо-Преображенской церкви, где он был найден. Здесь Пряжевская икона пребывала в киоте иконостаса, на почитаемом месте, чтобы каждый верующий мог помолиться перед ней и поклониться образу. После революции, в кровавую эпоху богоборчества Белогорская обитель святителя Николая была закрыта властями в 1922 году и приспособлена под хозяйственные нужды. Однако братия пряталась в меловых пещерах на территории монастыря и хранила чудотворную Пряжевскую икону, с трудом добывая пропитание в окрестностях. В 1937 году монахи вместе с образом уехали в город Суджу. Здесь они поместили образ в кафедральном Успенском соборе, на центральной площади города. В сонном видении той же ночью одному из монахов явилась Сама Богоматерь и велела забрать икону из собора, почему-то названного Ею местом разврата, отнеся к старцу Симеону, который встретит ее. Никто из братии прежде не был знаком с человеком, носящим такое имя. Не знали о таком старце и жители города. Тогда братия пешком пошла по городу, неся с собой Пряжевский образ узнавая о старце Симеоне у встречных. Вдруг у Свято-Троицкой церкви на апсиде — выступе алтарной стены — они увидели икону Сретения. На ней-то и был старец Симеон: святой Симеон Богоприимец, который в день Сретения Господня принял из рук Божией Матери Младенца Христа как Мессию. Монахи Никольской обители здесь, в Сретенском приделе храма, и поместили их великую святыню. Вскоре узнали и почему Богородица велела унести чудотворный образ из Успенского собора: Она хотела сохранить хотя бы одну чудотворную Пряжевскую икону, тот образ, который связывает Россию и Украину на Курской земле. В Успенском же соборе икону бы уничтожили: его вскоре разорили и разместили в нем клуб, где показывали кино и плясали на святом месте — потому и Богородица в видении пророчески назвала его «местом разврата». Спаслась икона и в 1943 году при пожаре в Троицком храме во время Великой Отечественной войны. Из огня святыню вынес настоятель храма, протоиерей Иоанн Переверзев. Известно, что в городе Суджа Пряжевская икона находилась до 1946 года. После войны гонения на Церковь были воздвигнуты вновь, и именно с 1946 года до 1990-х годов документальных сведений о Пряжевской иконе не было. Она даже считалась утерянной или украденной. Однако в 1996 году, вместе с возрождением Православия на Руси, вновь явилась и эта святыня. В 1996 году произошло новое обретение этого образа. В том же Свято-Троицком храме Суджи проводилась опись имущества, и на иконе, названной в списке Смоленской, обнаружилось несовпадение размера лика и ризы, закрывающей образ: то есть риза предназначалась как раз для Смоленской иконы, а под ним была иная. В момент обнаружения этих сведений к настоятелю храма подошла некая пожилая женщина и сказала, что в храме, вероятно, до сих пор находится потерянная чудотворная икона. До сих пор неизвестно имя этой женщины, и многие полагают, что так явилась Сама Пресвятая Богородица или была явлена Ее воля. Клирики храма обратились в архив, и сравнение описаний, размеров и других данных подтвердило, что икона под ризой и есть утерянный Горнальский список чудотворной Пряжевской иконы. Конечно, исчезла ее собственная риза, пожертвованная императрицей Марией Александровной, и дары, приносимые несколько веков в Белогорский монастырь верующими, но сам чудотворный список остался цел. В том же году, 17 октября возрождена была и традиция крестных ходов с Пряжевским образом, прервавшаяся почти на век. Из Суджи духовенство и миряне с чудотворной иконой идут в Горнальский Белогорский монастырь — до 2001 года здесь была школа-интернат для трудных подростков, а потом началось возрождение и этой древней обители. Курская епархия возродила и крестный ход в село Мирополье. Ныне его путь продолжается 16 километров и посвящен единению славянских народов, ведь Мирополье и Суджа теперь находятся в разных странах. Это первый и единственный крестный ход с образом через государственную границу России. Поэтому и его традиция была обновлена: икону встречают на половине пути, у границы. После Литургии в Никольском храме города Мирополье духовенство, прихожане и паломники направляются к границе с Россией, чтобы встретить россиян, идущих им навстречу с чудотворной Пряжевской иконой. Сколько слез умиления, радости и чувства братской любви в этой встрече! Многие люди падают перед образом ниц в знак смирения, чтобы его пронесли над ними и Царица Небесная благословила их. Уже в 2000-е годы Пресвятая Богородица засвидетельствовала Свое благословение чудотворной Пряжевской иконе и ее почитателям. В 2005 году, накануне праздника Рождества Христова, образ сам обновился, «просиял». Сейчас куряне почитают Пряжевскую икону хранительницей Курской земли наряду с чудотворным образом Знамение Курская-Коренная. Оригинал Курской иконы был унесен гонимым духовенством и мирянами в Нью-Йорк, а вот чудотворная Пряжевская икона не покинула Русской земли, продолжая пребывать в Свято-Троицком храме города Суджа, и своими дивными знамениями помогает людям. День памяти Пряжевской иконы сейчас отмечается 29 июня и в десятую пятницу после Пасхи. Икона почитается местночтимой в Курской и Житомирской областях.
image

КАК МОЛИТЬСЯ ИКОНЕ ПРЯЖЕВСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Подносные вотивные украшения, которыми изобилует риза на иконе, вновь богато дополненная эмалью и позолотой, свидетельствуют о чудесах Пресвятой Богородицы по молитвам перед Пряжевской иконой и в новое время. Напомним, что вотивные дары (от латинского названия обета, посвящения богам —  votivus) — это любые вещи, приносимые в дар Богу по обету, для исполнения молитвы и в благодарность за помощь. Их традиция идет от древних жертвоприношений. Но Господу Иисусу Христу не нужны жертвы кровавые, как это было в язычестве: Матерь Божия и Ее Сын помогают людям безвозмездно, прося лишь о жизни по заповедям Божиим, любви к другим людям и соединении с Богом в церковных Таинствах. Вотивные дары превратились в принесение своих вещей по движению души. Несмотря на то, что старинная риза Пряжевской иконы вместе с подаренными людьми вещами была утрачена, икона вновь покрыта принесенными дарами, которые висят на ней и отдельно. Удивительно блистают они в свете свечей за богослужением: возможно, именно провидя духом эту красоту, созданную по доброте человеческих сердец, иконописец Иван Белый и написал прямо на иконе будущие подносные украшения. Иногда у иконы Богородицы можно видеть и детские игрушки, и ювелирные украшения, и военные ордена — люди всех возрастов и сословий благодарят Матерь Божию за помощь. Известно, что в Православной Церкви есть традиция просить Пресвятую Богородицу перед определенной Ее иконой об избавлении от определенных сложностей и несчастий. Так, Казанской иконе молятся при необходимости найти мужа или о семейном счастье, Леушинской — о помощи всей стране, об избавлении от смерти в военных операциях. О чудесах Пряжевской иконы также сохранилось много свидетельств, поэтому принято молиться ей
    • Об исцелении болезней опорно-двигательного аппарата;
    • О выздоровлении от заболеваний дыхательных путей;
    • Об избавлении об бесплодия;
    • О помощи в здоровой беременности и родах;
    • Об исцелении от болезней по гинекологии;
    • О житейских трудностях;
    • О помощи в начале любого дела — только богоугодного, приносящего пользу вам и другим людям, не преступного.
Напомним, что это традиция: молиться Пресвятой Богородице можно во всех нуждах перед любым образом. Ведь многие люди сохраняют в секрете и случившиеся с ними чудеса и сами свои молитвы. Молитесь перед образом Пряжевской иконы по молитве, составленной для нее несколько веков назад. Можно молиться и своими словами как в храме, так и дома. Если вы особо полюбили и почитаете Пряжевскую икону, просите Богородицу перед ней обо всем, читайте ежедневные утренние и вечерние молитвы, благословленные Православной Церковью перед ней. Читать молитву Пряжевской иконе Божией Матери на русском языке можно онлайн по тексту ниже: «О, Пресвятая Владычица Богородица, Царица Неба и Земли, стоящая выше Ангелов и Архангелов у Престола Божьего! Тебе, Чистая Дева Мария, выше всех творений Божиим честь оказывается! Ты всему миру добрая Помощница, основание всем молитвам людским, ты нас от всех нужд и бед избавляешь!  Посмотри и сейчас, о Милостивая Госпожа Небесная, на рабов Твоих, Тебе с умиленной душой и сердцем кающимся молящихся, со слезами к Тебе приходящих и поклоняющихся преславному и несущему исцеления Твоему образу, помощь и заступление от Тебя просящих!  О Милостивая ко всем Богородица, Чистая Дева! Посмотри, Госпожа наша, на людей Твоих: мы, грешные люди, не имеем другой помощи, кроме Твоей и от руки Рожденного Тобой Господа Иисуса Христа!  Ты наша Заступница и перед Богом Предстательница! Ты защита обижаемых и страдающих от несправедливости, Ты радость скорбящим, сиротам убежище, хранительница вдов, слава невинных девушек, веселье плачущих, помощь больным, исцеление немощным и спасение всем грешникам! Потому, о Матерь Божия, мы к Тебе приходим, и на Твой славный образ с Богомладенцем, Господом нашим Иисусом Христом, сидящим на Твоей руке, глядя, умиленно молимся, поем и зовем к Тебе: помилуй нас, Матерь Божия, прошения наши исполни, ведь все возможно по Твоему ходатайству! Тебе и слава с Ним подобает всегда, которую да поем мы вечно, в земной жизни и в Царствии Небесном: радуйся, Обрадованная Богом Рождением Сына Его Непорочная Дева до Рождества и после; радуйся, не вступившая в брак и девственная Мать Божественной Жертвы Агнца за всех — Христа, Пастуха стада Церкви Божией! Аминь». Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!