Праздник Пасхи

Икона Воскресения Христова и праздник Пасхи

рекомендуем к прочтению
  1. Икона Архангела Михаила
  2. Икона Серафима Вырицкого
  3. Икона Спиридона Тримифунтского
  4. Молебен иконе «Неупиваемая Чаша»

Понятие о Воскресении Христа – один из основополагающих догматов христианства. Естественно, что во все времена христиане стремились изобразить это великое событие. Сейчас мы называем праздник воспоминания Воскресения Христова Пасхой.
Как узнать икону Пасхи, как приготовиться к встрече Пасхи и почему этот праздник имеет такое значение, вы узнаете из статьи.

События и история Воскресения

рекомендуем к прочтению
  1. Молебен о даровании детей
  2. Молебен иконе Божией Матери «Нечаянная радость»

Значение смерти, погребения и Воскресения Сам Иисус Христос рассказал людям. Его слова и действия остались в Евангелии, в толкованиях апостолов – их Посланиях из Нового Завета, и в толкованиях святых отцов – учителей Церкви. Подробно об этом каждый может узнать из беседы со священником, на церковных курсах. Мы же расскажем кратко о последних днях земной жизни Господа, Его Распятии и Воскресении, а также о значении этих событий для православного христианина и праздников Церкви.

Самое важное о Своей добровольной Жертве за людей – а Господь позволил, чтобы Его распяли – Христос рассказал апостолам на Тайной Вечере. Накануне Он торжественно въехал в Иерусалим – этот праздник отмечается как Вербное воскресение.

Господь входит в Иерусалим, где Его ждут жители для мирского воцарения, желая поддержать Его как военачальника в борьбе против Римского господства. Но Он въезжает в город кротко, на ослике. Люди приветствуют его криками: «Осанна» и пальмовыми ветвями – но те же люди через пять ней будут кричать «Распни Его!» – потому что Иисус Христос не оправдал их надежд как мирскую силу. Поэтому этот праздник грустен. Все верующие в славянских странах приходят в храмы с вербными ветвями – это первое дерево, которое начинает выпускать почки ранней весной, – а в южных странах люди приходят в храмы с цветами и теми же пальмовыми ветвями. Они означают, что православные люди поистине приветствуют Христа как Небесного Царя, но и напоминают нам, чтобы мы молились о своих духовных победах, а не мирским успехе. После Вербного воскресения начинается строгий пост Страстной недели и подготовка к Пасхе.

За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми – как никогда раньше – и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком – Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

После слов Христа: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя», – по благодати Спасителя хлеб и вино, имея свой прежний внешний вид, перестали тогда и перестают ныне за каждой Литургией быть вещами земными. Они становятся, по Евангельскому слову, хлебом, то есть пищей жизни – Плотью Христа, которую Он отдает ради прощения всех грехов людских.

Затем Господь пошел помолиться в Гефсиманский сад с учениками. По словам евангелистов, Христос молился трижды, до кровавого пота. В первой молитве Он просил Бога Отца о том, чтобы не пить Чашу страданий, говоря в то же время, чтобы совершилось так, как хотел того Бог. Христос выражал свой страх, тоску перед мучениями. Затем Он молился с полной покорностью воле Божией и пониманием, что Ему не миновать мучений. Евангелист Лука пишет, что в это время Бог Отец послал Ему Ангела, поддержавшего Христа. В третий раз Господь повторил слова Своего принятия воли Божией и обратился к ученикам, разбудив их и сказав, что приближается предатель, который отдаст Его в руки грешников. Он даже призвал учеников идти вместе с Ним, чтобы отдаться в стражникам Самому.

В этот момент к Нему и подошел Иуда со стражниками, указав им на Господа.
Христос был осужден Пилатом по требованию тех же людей, которые недавно любили и приветствовали Его. И после осуждения на смерть Господь был Распят на Кресте, словно последний разбойник, с обычными разбойниками рядом, на Голгофе – лобном месте, месте казни преступников, за стенами Иерусалима. Апостолы оставили Его, испугавшись смерти, и лишь Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом осталась у Креста. Поэтому можно сказать, что распяли Христа по навету – римская власть за несуществующее Его преступление, на самом же деле Он вызывал ненависть фарисеев.

Когда Господь испустил дух, ученики – не апостолы, а просто ученики Христа Иосиф и Никодим – попросили отдать им Тело Господа для погребения. Они оставили его в саду, где было куплено самим Никодимом место для своего будущего погребения.

Христос воскрес уже через день, явившись святым женам-мироносицам. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия – они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи. Во всех Евангелиях рассказывается, что святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» – поняв, что перед ней Христос.

Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им. Апостолы только после Воскресения уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца.

Икона Воскресения – Пасхи

По сути сам образ Воскресения неизобразим, ведь неясно, как конкретно выглядел Христос, воскрешая. Этого не видел никто.

Существует несколько видов иконографии Воскресения:

    • Символическое изображение «Сошествие Христа во ад», случившееся после Его крестной смерти. Господь совершил крестную Жертву и победил ад, разрушил врата ада. Поэтому мы видим, как Он выводит из разрушенных врат всех праведников Ветхого завета. Иногда изображается больше праведников, иногда меньше. Главное – Христос всегда выводит за руки Адама и Еву, поднимает из гробов.
    • Изображение Ангела у гроба, жен-мироносиц рядом и пелен в открытом гробе. Иногда на заднем плане – Христос , являющийся Марии Магдалине, как об этом писали евангелисты.
    • Реалистическое, живописное изображение, прижившееся в России с ростом католического, живописного влияния в иконописи. Однако такая оценка не означает, что икона неправильная или перед ней нельзя молиться. Она уже в православной традиции. На иконе Христос выходит из разрушенного гроба, из пещеры, где Его похоронили, в сияющих белых одеждах с крестом или хоругвей. Рядом один или два Ангела.

Аналой с иконой Воскресения – что это

Кафедра, высокая тумба с наклонной столешницей, которая стоит в центре храма, называется аналой. Икона Воскресения Христова лежит на аналое чаще, чем другие иконы. Обычно на нем возлежит икона святого или праздника, который празднуется в этот день, однако каждую субботу вечером выносится и икона Воскресения. Она лежит в центре каждого храма до вечера воскресения (этот день и называется по названию Воскресенья Христова), а также в течение сорока дней празднования Пасхи.

Праздник Светлой Пасхи среди двунадесятых праздников Церкви

Известно, что в Православной Церкви ежедневно совершается память святого или праздник в честь важного для учения Христова исторического события. Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл. Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников – это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.

Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.

Эти дни – словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.

Отметим, что к двунадесятым праздникам Светлая Пасха Господня не относится. Это «праздников праздник и торжество из торжеств». По сравнениям церковных писаний, двунадесятые дни – словно звезды, Рождество Христово из них можно сравнить с луной, а Святая Пасха – Солнце, без него (без Воскресения Христова) и жизнь невозможна, и звезды меркнут.

Богослужения на Пасху

В Пасхальную ночь во всех храмах совершаются торжественные крестные ходы, люди стараются прийти на службу хотя бы ненадолго. Правда, ночное богослужение зачастую совершается и на Рождество Христово, а в некоторых приходах и в другие праздники.

Нужно подумать о том, чтобы посещать храм и перед Пасхой, в неделю, которая называется Страстной седмицей, а еще лучше – загодя готовиться к Пасхе Великим постом.

Со Страстного понедельника начинаются особые вечерние службы. В Страстной четверг все христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин, ведь это день, когда Христос установил Таинство Причастия. Вечером в Страстной Четверг совершается служба Двенадцати Евангелий (о Распятии Христа), утром в Страстной Пяток (пятницу) читаются Царские часы (также о события Четверга и Пятницы Страстной седмицы, эту службу часто пропускают, поскольку она во многом повторяет Двенадцать Евангелий), днем совершается служба выноса Плащаницы, вечером – Погребение Христа (с длинным соборным чтением стасидий – особых стихов о значении смерти Христа). Утром в Страстную Субботу совершается особая утренний, священники уже одеваются в белые предпасхальные одежды.

Венчает все ночной крестный ход, Пасхальная заутреня и Литургия пасхальной ночью с субботы на воскресенье.

Празднование Пасхи в Иерусалиме

Каждая Пасха знаменуется чудом схождения Благодатного огня на Святой Земле. Оно происходит в Великую Субботу накануне Пасхи, его наблюдают тысячи паломников, а трансляцию смотрят христиане по всему миру.

Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его – самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.

Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света – от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм – здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.

Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны, где есть православные верующие люди.

В дальнейшем торговцы обжигают заранее заготовленные факелы в Благодатном Огне, тушат и продают по всему миру.

Да благословит вас Христос пасхальной радостью!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6
Adblock
detector