Краткое содержание
  1. Кафизма: что это такое?
  2. Чтение кафизм
  3. Богослужение и кафизмы
  4. Отдельные моменты
  5. Расписание
  6. Правила чтения псалмов
  7. Заключение

В наше время люди все чаще и чаще стали обращаться к Христианской Церкви. Большинство богослужителей считают, что многие люди стали все чаще обращаться к Всевышнему, потому что жизненная дорога со своими неожиданными спусками и подъемами частенько ставит людей в тупик. Затем каждому уготован свой путь к Господу и в этом пути им всегда помогает неизменная помощница- молитва к Всевышнему. Именно благодаря ей, путеводной звезде, люди идут по жизненному пути не боясь оступится или же заблудится. Необходимо правда лишь верно применять молитву и осмыслить ее. Всякий из православных верующих постигнуть суть такого молитвенного прошения может с помощью самой сильной церковной книге — псалтыря и кафизмы. Что такое псалтырь знают многие, а вот что касается кафизмы, то у большинства верующих возникают по этому поводу вопросы: Что означает кафизма? Как ее правильно читать и тому подобное. Рассмотрим все более детально в нашей статье.

рекомендуем к прочтению
  1. ИУДА — ЭТО КТО? КАК ИУДА ИСКАРИОТ ПРЕДАЛ ХРИСТА?
  2. КАК УЗНАТЬ, ЕСТЬ ЛИ НА МНЕ ПОРЧА: СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  3. ПОСЛЕДОВАНИЕ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ. КАНОНЫ

Кафизма: что это такое?

Кафизма эта литургическая глава Псалтыря. На греческом языке кафизма обозначает действие сидеть. А значит, при произношении такого богослужебного текста не стоят, а сидят. В Библии кафизма встречается довольно часто. Главное запомнить, что Псалтири состоят из двадцати таких частей***. Семнадцатая кафизма считается наиболее короткой, потому как эта кафизма включает в себя один сто восемнадцатый псалом, имеющий название «Безгреховны». А он уже делится на три раздела. Самой большой кафизмой является восемнадцатая, именно она состоит из пятнадцати печень, начиная с сто девятнадцатого и заканчивая сто тридцать третьим. Произносят Псалтирью по кафизмам, где каждая ее часть называется статией (с греческого «глава», «подраздел») или славой. В свою очередь, она может состоять из одного или нескольких псалмов.

Чтение кафизм

При богуслужении псаломщик читает начальную главу восхваление: «Хвала, и сейчас. Воистину». Хор произносит следующую часть. И последнюю снова читает псаломщик: «Хвала, и сейчас. Воистину ». Такое чтение совершается по одной причине, чтобы соединить кафизму с произнесением мольбы. И выходит, что псаломщик и певчий в ходе службы наперебой восхваляют Всевышнего.

Из этого следует, что Священное Писание можно представить виде таблице

Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава
I 1—3 4—6 7—8

II 9—10 11—13 14—16

III 17 18-20 21-23

IV 24-26 27-29 30-31

V 32-33 34-35 36

VI 37-39 40-42 43-45

VII 46-48 49-50 51-54

VIII 55-57 58-60 61-63

IX 64-66 67 68-69

X 70-71 72-73 74-76

XI 77 78-80 81-84

XII 85-87 88 89-90

XIII 91-93 94-96 97-100

XIV 101-102 103 104

XV 105 106 107-108

XVI 109-111 112-114 115-117

XVII 118:1-72 118:73-131 118:132-176

XVIII 119-123 124-128 129-133

XIX 134-133 137-139 140-142

XX 143-144 145-147 148-150

Здесь нужно обязательно отметить, что кафизма двадцать состоит и из сто пятьдесят первой песни. Она существует в греческом в Священном Писании и в русском, однако в во время проведении службы ее не произносят, и по этой причине псалом 151 не отображают в таблице. Кто написал это песнопения до сих пор неизвестно. Считают, что автор этого псалма является какой-то праведник. Этот псалм нашли лишь в двадцатом столетии в старинных летописях, обнаруженных в горах Кумрана, находящегося вблизи Мертвого моря.

Богослужение и кафизмы

Для того чтобы более детально рассмотреть понятие Кафизмы необходимо упомянуть то, что библейскими канонами определяется как правильно читать кафизмы. В течении семи дней службы Псалтири зачитывается весь. Во время Большого поста его читают два раза за семь дней. Обычная кафизма, зачитывается в эти дни по канону. Далее в виде таблицы представлен порядок прочтения кафизмы на каждый день.

В течении семи дней кафизма произносится в такой последовательности: одна кафизма читается во время проведения вечерней службы и пара кафизм произносится на утреннем богослужении. Но необходимо заметить, что церковную неделю принято начинать с воскресения. Отсюда следует, что начальную кафизму произносят на вечернем богослужении в субботу. Такая кафизма носит название воскресная вечерняя . Однако в случае когда на субботу приходится праздничный день и перед ним провели полиелей (праздничная публичная служба), то кафизма не читается. По церковным правилам разрешается перед всяким воскресным днем проводить всенощное богослужение. И по этой причине воскресным вечером кафизмы не читают.

Отдельные моменты

При этом семнадцатая кафизма, произносится заодно с шестнадцатой субботним вечером, вместо пятницы. Потому что по будням она читается во время проведение полунощницы (один из видов литургии всенощной церковной службы). Когда в торжество читают всенощную (раздел утреннего богослужения, на котором декларируются сто тридцать пятое и сто тридцать шестое песнопение), то в этом случае обычную кафизму на вечерней не произносят. А заместо нее читается хвала из первой кафизмы. И эту ж кафизму декларируют и в воскресенье на вечернем богослужении. В канун Больших Божественных праздников на вечерних богослужениях кафизмы не читаются. Однако кафизмы декларируются в субботний вечер. На субботней вечерней декларируется первая кафизма, кроме того кафизмы читаются и воскресенье. В это время произносится первая глава кафизмы. Кафизмы читают и на утренем богослужении в большие утрени их декламируют даже в великие посты. Но такой канон не применяется на Пасхальный пост (первая неделя Пасхи), у Пасхальной недели есть специальный церковный Устав.

Расписание

На Большие Божественные праздники довольно много времени отводят на декларацию кафизмы. Кафизмы читаются таким способом, для того чтобы Псалтири произносился в течении семи дней дважды целиком. В такие посты кафизмы читаются на вечерней, и на утреней, а также в часы после специальных псалмов. Во время всех недель Большого праздника (исключением является пятая) кафизмы произносят по установленному распорядку.

День Вечерня Утреня
Вс 1 2, 3, (17)[5]

Пн — 4, 5

Вт 6 7, 8

Ср 9 10, 11

Чт 12 13, 14

Пт 15 19, 20

Сб 18 16, 17

Что ж касается четвергов Большого Праздника пятой недели, то в это время читается святое правило Андрея Критского. На утренем богослужении декларируется только одна кафизма. Псалтирь на Страстной недели читается только с понедельника по среду, и зачитывается лишь одиножды. Затем такие песнопения не читают. Лишь затем на утреннем богослужении Праздничной Субботы декларируется песнь «Безгрешны» с восхвалением. В Великое воскресенье кафизма не читается. Однако отдельный вид песнопения является шестопсалмие- произносят сразу шесть песнь: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Православные при этом возносят молитву, таким образом общаясь с незримым Всевышнем. При таком чтении запрещается сидеть и быть в движении. И в завершении объяснения «Кафизма — что это такое?» необходимо уточнить пару главных деталей.

Правила чтения псалмов

рекомендуем к прочтению

Кафизмы являются уникальным видом псалмов, непохожими на иных, таких как, предначальных песнопений. Такие песнопения произносят тише и не так празднично. В квартире кафизмы читаются при зажжённой свечки. Псалмы декларируют с ударением, можно вголос, а можно и шепотом, для того чтобы не лишь разум, а и уши слышали божественную песнопенье. Читать кафизму вы можете сидя, однако начальные и завершающие псалмы и хвала нужно читать стоя. Кафизмы произносят невыразительно, однообразно, чуть-чуть певуче, однако без театрального окраса. В том случае когда текст не совсем ясный, не надо стыдится. Существует выражение касаемо Псалтыри: «Вам непонятно, зато нечистым все ясно ». По следованию духовного взросления вам станет понемногу раскрываться вся суть произнесенного.

Заключение

И в заключение речь пойдет о пятнадцатой песнопении, когда оно произносится? Существует мнение в народе, что такой псалом необходимо читать лишь в том, случае когда кто то умер в семье. В иных ситуациях такое чтение сулит горе и печали. Однако христианские богослужители уверяют, в том, что без опаски можно произносить все кафизмы без исключения.

Псалтырем является книга Старого Завета, которая состоит из песнопений Императора и Провидца Давида. Она включает в себя сто пятьдесят песнопений, через некоторое время добавили сто пятьдесят первый. Псалтырь включает в себя двадцать кафизм, в свою очередь кафизмы состоят из трех Хваления (три раздела). Такие песнопения различают по размерам, в зависимости от количества содержащих в них псалмов. Кафизма может содержать от одного до пятнадцати песнопений. В Священном Писании как такового деления на кафизмы и Хвалы нет, однако в церковных книгах и молитвенниках для самостоятельного прочтения Псалтыри разделение по кафизмам применяется.

Полиелей является хвалебной песнопением, молитвой-просьбой. Псалмы произносят нараспев. Псалтырь считается самой известной книгой среди православных верующих. Кроме того, в начальных столетиях от Рождества Христового практически все православные цитировали Псалтырь на память. Наиболее яркий пример, того времени являлся преподобный отец Геннадий Царьградский, он никого не посвящал в священники, если узнавал, что человек не выучил весь Псалтырь на память, он был уверен, что такой человек не совсем готов к богослужению.

Ключевым аспектом христианской церковной службы считается как раз Псалтырь. Именно эта священная книга декларируется прихожанами с упоминанием ныне здравствующих и упокоившихся, с мольбами обращённых к Всевышнему в жизненных проблемах, печали, душевных проверках.

При этом нужно отметить, что при произношении Псалтыри которые находятся в Священном Писании и Церковном варианте книги содержание имеет некоторые отличия. Это объясняет тем, что Библию переводили с еврейского на русский, а церковный вариант с греческого языка на церковно-славянский.

В христианском Храме (в Римском укладе) большинство песнопений относятся к специальным службам посуточно и, согласно этому, декларируются каждый день (такое правило установлено церковным уставом). Таким образом, ежедневно на вечерней службе произносятся либо же читаются нараспев песнопения 140, 141, 129, 116 (их называют «Хвала, Всевышнего»), оканчиваться такое богослужение должно обязательно тридцать третьим песнопением. Утренняя служба должна начинаться с декларацией Шестопсалмие — песнопения 3, 37, 62, 87, 102, 142, на утреннем богослужении перед произношением канона принято читать песнопение пятьдесят, канон являет собой прочтение сто тридцать четвертого и сто тридцать пятого песнопения, в завершении утреннего богослужения читаются песнопения сто сорок восемь по сто пятьдесят (восхваляемые или хвалебные песнопения). По поминовению упокоившихся службы содержат «Безгреховны» — сто восемнадцатое песнопение, однако в жизни такое большое песнопение прочитывается целиком лишь на парастасе, перед поминальными субботами. В некоторых ситуациях (к примеру, песнопение пятьдесят либо ж песнопения на часах) произносится именно само песнопение, в иных (например, Слава, либо ж хвалебные) текст песнопения разбавлены с псалмами религиозных авторов — стихирами.

К тому же Псалтырь, разделённая на кафизмы, предназначена и для домашнего (частного) молитвенного обращения. Именно поэтому в Псалтыри размещены особенные молитвословия, произносимые как до так и после каждой кафизмы; и применяется в жизни на хвалах упоминать здравствующий и умерших.

Отмечено