Краткое содержание
  1. Знаки и символы и их значение в Православии и христианстве
  2. Изображения Христа
  3. Символы в Церкви
  4. Православный Крест
  5. Полумесяц мусульманский в Православии
  6. Символы силы Господа Вседержителя Иисуса Христа на иконе «Спас в силах»
  7. Символ Святой Троицы в Православии

Знаки и символы и их значение в Православии и христианстве

рекомендуем к прочтению
  1. Сильные молитвы Николаю Чудотворцу в болезни, в беде
  2. Сорокоуст о здравии и за упокой — как правильно заказать
  3. Молитвы Серафиму Саровскому разные

В наше время к Церкви приходят разные люди. Многие не разбираются в церковной символике. Это неудивительно, ведь учение Христа насчитывает более двух тысяч лет. В Православии есть множество таинственных символов. Менялась культура и мировосприятие человека. Неизменным оставалось лишь слово Божие.
Некоторые знаки и символы различных эпох остались только в истории Церкви. Другие живут на иконах и в книгах, в живой церковной традиции.

Изображения Христа

рекомендуем к прочтению
  1. Молитвы Матроне Московской разные
  2. Молитвы перед Причастием и Исповедью
  3. Икона Оптинских старцев
  4. Ченстоховская икона Божией Матери

Первые христианские символы появились в условиях гонений на учеников Христа. Самих апостолов убивали за проповедь чуждого язычеству учения добра и свободы. Поэтому и использовалась некая тайнопись. Иконопись еще не появилась — ее расцвет начался только с разрешением свободного христианского вероисповедания. Христа изображали только аллегорически. Первыми христианскими знаками и изображениями были

  • Добрый пастырь — изображение юного пастуха, часто с овцой на плечах символизирующего Христа Спасителя, Который пасет христиан как свое стадо, заботясь о верующих людях. Это напоминание о притче, сказанной Христом: пастух будет заботиться даже об одной заблудшей овце (о грешнике).
  • Агнец — то есть Ягненок, означающий Самого Христа, Который «как агнец против стригущего его был безгласен» и принес Себя в жертву за грехи людские.
  • Одних из первых изображений Господа было изображение рыбы, по которому узнавали друг друга некоторые общины первых христиан. Дело в том, что первые буквы греческого перевода фразы «Иисус Христос Сын Божий Спаситель» складываются (акронимом) в греческое слово «ихтус», рыба. Этот символ был близок и апостолам, многие из которых были рыбаками, и первым христианам, большинство из которых было простыми людьми.
  • Многие спрашивают, что такое хризма — это вензель слова «Христос», состоящий из переплетенных букв Х и Р, рядом могут находиться греческие буквы альфа и омега, напоминающие о словах Христа в Откровении Иоанна Богослова: «Я Альфа и Омега, начало и конец».
  • Восьмиконечная звезда Христа — также ранняя христианская символика. Изначально восьмиконечная звезда обозначала Рождественскую или Вифлеемскую. Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему. Вифлеемская звезда — это вытянутый ромб, вписанный в квадрат, именно так образуются восемь ее лучей. Такой знак был богословски осмыслен на иконе «Спас в силах», став знаком силы Христа — неслучайно звезда Вифлеемская стала Его звездой. Октограмму можно увидеть на многих европейских и российских домах под Рождество.
  • Звезда с пятью лучами — один из древних символов. Пентаграмма ассоциируется с Пятикнижием, называемым в иудаизме Торой — библейскими книгами, написанными пророком Моисеем. Они также почитаются и всеми христианами. Пять лучей звезды также означают пять ран Господа Иисуса на Кресте. Ассоциации звезды и Господа основываются на словах Книги Откровения, где Христос говорит: «Я потомок и корень Давида, звезда утренняя и светлая».
  • Сложение пальцев в крестное знамение. Правильное крестное знамение совершается правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами. Они символизируют силу и всемогущество Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого — Нераздельной Святой Троицы. Прижатые к ладони мизинец и безымянный палец означают соединение вместе человеческой и Божественной природ во Христе.

Символы в Церкви

В интерьерах православных церквей можно встретить разнообразную символику. Эти знаки могут быть изображены на иконах, киотах (напольных рамах для икон), в резьбе иконостаса, в оформлении хоругвей и церковных тканей:

  • Якорь — символ надежды и веры.

  • Чаша для Причастия и копие, которым разрезается хлеб для претворения в Тело Христово, и сам хлеб. Также к символике Причастия относится изображение виноградной грозди или лозы.

  • Треугольник — знак Святой Троицы, (Отца, Сына и Святого Духа). Он окружен сиянием в знак святости Бога. В него обычно вписан еще один знак: Всевидящее Око, знак Божьего Всеведения.

  • Голубь — вестник добра и мира. Сейчас это уже общемировой символ мира. Он изображается с оливковой ветвью в клюве: по слову Библии, голубь возвестил праотцу Ною о завершении всемирного потопа.

  • Четыре символа евангелистов, описанные в Апокалипсисе: ангел (Матфей), телец (Лука), лев (Марк) и орел (Иоанн) — несущие Слово Божие на все четыре стороны света .

  • Серафимы и Херувимы — они совсем рядом с Богом, являются Его сопровождающими, как бы охраной (хотя Ему охрана не нужна), придворными, славящими Его. Они изображаются как юношеские головки с крыльями и как юноши с огненными мечами и шестью крыльями, покрывающими тело.

  • Звезда Богородицы, октограмма — равноконечная звезда. Ее можно увидеть на большинстве образов Божией Матери. Верхнее одеяние Богородицы, мафорий, имеет изображение золотой вышивки трех звезд Богородицы: надо лбом и по плечам. Они означают, что Богородица до, во время и после Рождения Ею Сына Божьего оставалась и осталась Девой, сияющей добродетелью целомудрия и другими.

  • Сердце, которое пронзают стрелы или стрела. Оно стало современным символом, однако изначально это символика пророчества Симеона Богоприимца, встретившего Божию Матерь и Младенца Христа в Иерусалимского храме и пророчествовавшего, что Ей «оружие пройдет душу». Слова эти значили, что Она будет страдать, видя мучения и смерть за род человеческий Своего Сына и Господа, Богочеловека Иисуса Христа. Богословы толкуют их и иначе: грехи человеческие, словно оружие, пронзают сердце Богородицы, Она сострадает всем несправедливо обиженным и мучимым. Это также символически изображено на иконах «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец». В груди Богородицы — семь стрел на иконе «Семистрельной» и семь кинжалов на «Умягчении злых сердец». На «Семистрельной» в грудь Девы Марии воткнуты по сторонам три и четыре стрелы, а на «Умягчении злых сердец» в нее вонзены кинжалы — по три справа и слева, один — внизу.

Православный Крест

Крест — важный символ для каждого православного христианина. Это сила Божия, зримо пребывающая вместе с нами, на нашем теле, с самого Крещения. Поэтому особенно важно иметь дома и носить на груди православный Крест, правильно изображенный на освященной и приобретенной в храме иконе или выполненный в металле.

Существует множество разновидностей крестов:

  • латинский (с двумя перекладинами),
  • греческий (с четырьмя перекладинами или крест с полумесяцем внизу),
  • перевернутый крест (апостола Петра),
  • Голгофский крест.

На православном Кресте часто можно увидеть ряд надписей и дополнительных изображений, которые кажутся загадочными непосвященному человеку. Наиболее подробная иконография — Голгофский Крест. Она же изображена на всех «старообрядческих крестах» — это просто изображение крестов такими, как их носили большинство наших предков до 17 века. Они сохраняют все особенности надписей и рисунков Голгофского креста (символическое изображение креста с рядом дополнительных знаков и надписей, рассказывающих о значении смерти и Воскресения Господня).

  • В «старообрядческом» кресте сохраняется древняя форма: крест традиционно изображается восьмиконечным, с дополнительными нижней и верхней перекладинами, но вписанным в более удобную форму четырехконечного креста. Это воспроизведение известного и реального исторически существовавшего Креста Иисуса Христа. Таким образом, каждый православный человек может при желании носить и старообрядческий нательный крест, тельник.

  • Самая верхняя перекладина — это табличка на Кресте Христа с надписью ИНЦИ. Эта надпись известна из Евангелия и означает «Иисус Назарянин Царь Иудейский».

  • Самая нижняя, косая перекладина — опора для ног, традиционно ставившаяся на крестах. Ее символический смысл — напоминание об истории двух разбойников, распятых справа и слева от Христа. Правый конец перекладины поднят в воспоминание о благочестивом разбойнике, покаявшемся на кресте в своих грехах, считавшего себя недостойным рая — и первым вошедшим с Христом в Царствие Небесное. Второй конец опущен, в воспоминание о проклинавшем Бога втором разбойнике. Эта история — свидетельство о том, что и сама смерть каждого человека может изменить его загробную жизнь.

  • Изображение слева копья, справа трости — орудий казни Спасителя. Копьем римский солдат проткнул уже скончавшегося Христа, чтобы понять, умер ли Он, и из бока Его «истекли Кровь и вода». На трость насажена губка с уксусом, ее подал один из солдат Христу.

  • Внизу изображен череп — это голова Адама, то есть символически изображается захоронение первого человека. По преданию, именно около Голгофы он был погребен в древние времена.

Нательные кресты различных форм и из различных материалов носят все христиане. Частицы Животворящего Креста, на котором был распят Сам Христос, сегодня находятся во многих храмах мира. Возможно, и в вашем городе есть частица Животворящего Креста Господня, и вы можете приложиться к этой великой святыне. Крест зовут Животворящим — творящим и дарующим жизнь, то есть имеющим великую силу.

Обращение к силе Животворящего Креста Господня — великая защита для каждого человека. Известно, что крестным знамением останавливается демоническое воздействие: диавол и его слуги не могут выносить правильного креста, поэтому зачастую пытаются над ним глумиться (именно таково происхождение сатанинских символов перевернутого креста).

Полумесяц мусульманский в Православии

Крест с полумесяцем — пожалуй, наиболее спорный из изображений Креста, поскольку напоминает другой известный религиозный символ — исламский полумесяц со звездой внутри. С ним изображаются не нательные, а именно накупольные (стоящие на церквях) кресты:

  • Крест с цатой — полумесяцем под подножием.
  • Крест с двенадцатью звездами на исходящих из центра между перекладин лучах и с полумесяцем — снизу.

Крест с цатой появился еще в Византии. Интересно, что полумесяц являлся государственным знаком именно этой страны, однако после 1453 года, когда Константинополь был взят турками и переименован в Стамбул, этот христианский символ стал знаком Османской империи.

Изначально полумесяц означал царское достоинство и власть. В Древней Руси она использовалась реже, однако помещалась, например, на изображениях князей.

Цату можно встретить нарисованной на иконах, однако гораздо чаще ее использовали в окладах образов, как дополнительное украшение. Чаще всего цаты вешали на иконы Святой Троицы и Пресвятой Богородицы (то есть Господа как Вседержителя и Богоматери — Царицы Небесной), однако встречается цата и на многих иконах особо почитаемого православными людьми святого — Николая Чудотворца. Цата в 17 веке, когда она была наиболее распространена на Руси, представляла собой по форме не полумесяц, а скорее перевернутый кокошник из драгоценного металла с камнями и крепилась к окладу на металлические нимбы.

Кресты с цатами часто ставились на храмы, которые регулярно посещали князья и государи. Церкви, которые и сейчас венчает крест с цатой:

  • Кремлевские соборы,
  • Княжеский Свято-Димитриевский собор во Владимире,
  • Многие новые церкви в древнерусском стиле.

Интересный крест с двенадцатью звездами на исходящих из центра между перекладин лучах и с полумесяцем-цатой снизу имеет несколько другое значение. Такой крест появился в ходе богословских диспутов 17 века. Тогда начался период символизма, наглядности в иконописи — догматы и слова Священного Писания старались изобразить визуальными средствами — и такой крест стал изображением слов Книги Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд». Такой крест сегодня установлен на куполах, например,

  • Собора святой Софии в Вологде,
  • Свято-Троицкого собора города Верхотурья на Урале,
  • Храма блаженного Косьмы в городе Костылев.

Помимо знака земной власти, богословский смысл полумесяца-цаты разнообразен.

  • Крест с цатой на куполе храма напоминает, что это Дом Божий — храм Царю царствующих, Бога Вседержителя.
  • Полумесяц напоминает Вифлеемские ясли, из которых как бы вырастает крест.
  • Форма полумесяца также является напоминанием о Евхаристической Чаше — Чаше Причастия, Таинство которого установил Сам Христос во время Тайной Вечери.

Полумесяц является также отсылкой к одному из первохристианских символов — кораблю и якорю. Еще апостол Павел в Послании к Евреям сравнивал Церковь с кораблем, прося «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий». Полумесяц еще больше придает кресту форму якоря, напоминая о якоре и как о символе надежды на спасение. Форма незавершенного полукруга говорит нам и о том, что лишь церковный корабль может перевезти верующих через житейское море в тихую гавань жизни вечной в Царствии Небесном.
Крест с 12 звездами и полумесяцем рассматривается в целом и означает, что Церковь была собрана в Ветхом Завете из 12 колен Израилевых, а затем была возглавлена 12 апостолами и Христом.
И, конечно, полумесяц не имеет никакого отношения ни к предполагаемой победе христианства над исламом, ни к войне.

Символы силы Господа Вседержителя Иисуса Христа на иконе «Спас в силах»

«Спас в Силах» — это написанный языком иконописных визуальных символов богословский трактат о Страшном Суде Господа Вседержителя, Судящего праведно, идущего, по слову Евангелия, судить живых и мертвых — всех людей всех веков.

Иконография «Спаса в Силах» — отражение ветхозаветного видения пророка Иезекииля и напоминания о нем в Теофании (явлении Бога) Иоанну Богослову — автору Книги Откровения (Апокалипсиса). В русском переводе строки Апокалипсиса, изображенные на иконе, таковы: «Престол стоял на небе, и на том престоле восседал Бог; Он сиял, словно драгоценные камни яшма и сардис; вокруг престола была радуга, прозрачная и яркая словно изумруд… Перед престолом — стеклянное, как кристалл, море; в престоле и вокруг него — четыре животных со многими глазами и шестью крыльями… поющих: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и будет».

Правой рукой Христос благословляет людей, левой придерживает раскрытую Книгу. Значение Книги также глубоко символично и неоднозначно: в соответствии с толкованием Ветхого Завета, это Книга Завета Бога и человека, Книга Жизни с именами тех, кто войдет в Царство Божие, Благая весть Евангелия, а Апокалипсис говорит нам, что это и Книга Откровения, закрытая семью печатями, которую никто не может читать, кроме Самого Спасителя. Книга также является символом Самого Иисуса Христа, ведь, по слову евангелиста Иоанна Богослова, Он — Слово Божье, пришедшее в мир (интересно, что существует соответствующая аллегорическая иконография Христа: Этимасия или Престол уготованный, — Христос изображен в виде Книги, на Которую слетает Дух Святой в виде голубя).

Главной узнаваемой особенностью иконографии «Спаса в Силах» являются сложные символические фигуры, которых нет ни на одном другом образе Христа: образы ангелов, животных и геометрические фигуры, заполняющие все пространство иконы. Все они имеют особенный богословский смысл и обозначают разные силы и явления на материальном и духовном уровнях. Цвета фигур взяты из библейских текстов. В общем смысле их символику можно описать как Всесилие, Всеведение, Благость и Милость, природную Непостижимость и Таинственность Бога.

  • Фигура Христа на троне вписана в красный ромб или в растянутый вдоль за престолом красный овал с заостренными краями. Далее идет синяя овальная или круглая сфера, помещенная в красный квадрат, обычно создающий некий фон всей композиции.

  • Красный ромб вокруг Христа — это сияние Божественного огня, отсвет Божественной природы Господа.

  • В синем поле круга видны абрисы или силуэты Небесных Ангельских чинов, то есть воинств Небесного Царя. Видно, что они находятся в движении, создавая динамику иконной композиции. Ангелы изображаются бесполыми крылатыми существами, похожими на юношей, или просто символически — ликами в крыльях. Овал или круг как бесконечная всеобъемлющая фигура означает духовную, небесную сферу, мир бесплотных духов, небесный свод. То, что мы видим как небо, икона показывает видимым духовным зрением как наполненное Ангелами пространство. Зачастую на иконе присутствуют ангельские крылья с глазами, крылатые колеса на подножии престола и полупрозрачные изображения на престоле — все это также символы Небесных Сил, чинов Ангелов, окружающих Бога и помогающих Ему.

  • Красный квадрат с вытянутыми концами означает землю, имеющую четыре стихии. На его концах — описанные в Апокалипсисе символы четырех евангелистов: ангел (Матфей), телец (Лука), лев (Марк) и орел (Иоанн) — несущие Слово Божие на все четыре стороны света .

  • Само цветовое решение иконы, построенное на сочетании красного и синего цвета означает объединение Божественной и человеческой, земной природы Спасителя в Нем Одном, огня Духа Святого и воды Живой учения Христова, единство Небесного царства и мира земного под Божией властью. Иногда красно-синими изображаются также одежды Спасителя.

  • Спас в Силах — пророчество о Страшном Суде, богословское сочинение, поясняющее догматическое учение Церкви через знаки и символы. Символическая композиция образа в своей сути представляет Вселенную, которую покрывает и которой властвует Христос Вседержитель.

Символ Святой Троицы в Православии

Пресвятая Троица — Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Дух Святой — это Единый и Единственный Бог, Которому поклоняются христиане всего мира. Догмат о Его Единстве в Трех Лицах — важнейший для христиан, вне зависимости от конфессии.

По сути, изображения Троицы как такового существовать не может: по слову Библии, «Бога не видел никто никогда». Он непостижим и велик более всех существ. Бог Отец являлся пророкам и праотцам Ветхого Завета в огне и громе; Дух Святой представал как Свет или Голубь; Господь же Иисус Христос вочеловечился, приняв плоть и вид человека, человеческую волю и психику. Однако втроем ипостаси Святой Троицы (нельзя говорить «Боги») являлись несколько раз в истории человечества. Эти события празднуются Церковью как великие двунадесятые праздники (входят в двенадцать главных праздников года). Каждый из них ознаменован явлением ипостасей и силы Святой Троицы.

Существует также два вида икон, которые не одобряются Церковью как слишком явно изображающие Бога Саваофа:

  • Отечество — изображение Бога Отца как Старца, держащего на коленях Младенца Христа.
  • Новозаветная Троица — изображение седовласого Бога-Отца в виде старца, Христа в Его обычном виде и Духа Святого в виде голубя. Это может быть отдельная икона или изображение, включено в композицию Страшного Суда.
  • Образ Святой Троицы в виде трех ангелов, также называемый «Гостеприимство Авраама» — главный образ трех Божественных ипостасей. Изначально это иллюстрация ветхозаветного сюжета: в главе 18 книги Бытия рассказано, что праведный праотец Авраам принял в своем доме (шатре) Самого Бога в виде трех ангелов-странников.

Однако только святой Андрей Рублев, инок Троице-Сергиевой лавры, живший в XV веке, смог выразить красками богословский догмат, заключенный в этом ветхозаветном сюжете. Он убрал фигуры святых Сарры и Авраама, присутствовавшие на этом образе ранее, а также изобилие пищи со стола. Этот образ прославил и самого мастера, и Троице-Сергиеву лавру, и саму древнерусскую иконопись, став поистине мировым шедевром.

Композиция образа — круговая, сферическая. Фигуры трех ангелов в живописном ритме склоняются одна к другой. Позади виден дома Авраама, Мамврийский дуб (дерево в Палестине, под которым пребывали Три Лика Троицы, сохранившееся доныне) и гора.

Ангелы сидят за столом, на котором стоит только Чаша. Это не застолье, но сокровенная трапеза: это безмолвное общение, предмет которого — человеческое спасение, Жертва Бога Сына за грехи людские. Именно образ Чаши как Жертвы — в центре иконы.

За внешним видом каждого Ангела — конкретная Божественная ипостась, причем исследователи по сей день спорят о том, кто есть кто:

  • По центру находится Бог Сын, Христос. Он изображен иконописцем в традиционных для Христа одеждах — вишневом хитоне с золотой полосой и темно-синем гиматии. Также Он склоняет голову перед Богом Отцом.
  • Бог Отец, Саваоф изображен как сидящий слева в золотых одеждах Ангел. Он благословляет Сына на Жертву.
  • Правый ангел, в зеленой накидке, — Святой Дух. Он склоняет голову, безмолвно участвуя в беседе.

Икону эту называют еще «Предвечный Совет», а также просто: «Рублевская Троица». Важными являются ее символические детали:
— В круге явлено единство и равенство трех ипостасей Божиих, однако показана разница и индивидуальность Каждого Лица. Чаша в центре, на столе напоминает о Таинстве Евхаристии, главном в Православии.
— Каждый из ангелов также держит посох, словно символ вечного странничества и власти.
— Дерево напоминает и о Мамврийском дубе, и о райском древе познания добра и зла, из-за которого и вошел в историю человечества грех.
— Дом — символ также Церкви, Дома Божьего.
— Гора — напоминание о Голгофе, ожидающей Иисуса Христа, месте искупления грехов всего человечества.

Да хранит вас Господь Своей благодатью!

Отмечено ,