Краткое содержание
  1. Медовый Спас - описание праздника, какого числа
  2. Праздник в пост
  3. Медовый или Мокрый Спас
  4. Приметы праздника Медового Спаса

Медовый Спас — описание праздника, какого числа

рекомендуем к прочтению
  1. Акафист Животворящему Кресту
  2. Акафист Семистрельной Божией Матери
  3. Акафист Иисусу Сладчайшему

Успенский пост — традиция, установившаяся уже в первые века христианства уже признавали. Этот время, как и другие годовые длинные посты, благословлено Церковью для приготовления к большому празднику духовно и телесно. Успенским постом мы почитаем Пресвятую Богородицу. На это время приходится ряд праздников, которые призваны подчеркнуть смысл поста, напомнить о важных событиях истории Церкви.

Праздник в пост

рекомендуем к прочтению
  1. Акафист Божией Матери Умягчению злых сердец
  2. Молебен о семье
  3. Молебен Петру и Февронии Муромским

Многие церковные праздники стали поистине народными, к ним приурочили приметы, стали приносить на освящение, то есть благословение Богом в церкви определенные сезонные плоды, молиться об определенных вещах, связанных с праздником.

  • В отличие от Великого и Петрова поста, Успенский имеет непереходящие, фиксированные даты. По новому стилю он начинается 14 августа и длится всего 2 недели, завершаясь 28 числа того же месяца праздником Успения (последний день поста — 27 августа).

  • Время Успенского поста отмечается тремя Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) праздниками, ставшими и церквоными, и народно-обрядовыми: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, середина — Преображением Господним, а завершается памятью Нерукотворного образа Спасителя.

  • 19 августа — Преображение Господне, Яблочный Спас. Это важнейший Господский праздник, входящий в число ежегодных двенадцати великих праздников Церкви. В этот день Иисус Христос преобразился и просиял перед учениками, поэтому христиане часто ставят образ «Спаса в Силах», где изображен Господь в сияющих одеждах, на главное место в доме и в храме при неимении праздничной иконы Преображения. За Литургией в этот день освящают яблоки (по русской традиции, изначально в Византии освящали виноград), потому и праздник имеет такое название.

  • 29 августа — Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.

Медовый или Мокрый Спас

14 августа -Обретение и чествование (по-церновнославянски- Происхождение) Дерева Животворящего Креста Господня. Этот праздник празднуют в первый день Успенского поста. Его называют еще Медовым Спасом. К 14 августа на территории славянских стран пчелиные соты обычно наполняются медом и начинается его сбор, на который благословляют особой молитвой. Первые срезанные соты приносились в красивой чистой посуде в храм, после утреннего богослужения — Литургии. Затем над ними совершался молебен об освящении плодов земных. Традиционно люди держали в руках зажженные свечи, вставленные в букеты цветов, включающих цветы мака. После освящения их клали к иконам в красном углу дома — у домашнего иконостаса.

Также Медовый Спас назывался Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними), еще одно имя праздника – Спас на Воде. У речек и озер в этот день, как и на праздник Троицы, проходили народные гуляния.

Приметы праздника Медового Спаса

Для славянских народов этот день для славян означал прощание с летом. После 14 августа погода станет холоднее, дни короче, а ночи — по-осеннему звездными. Также после Медового Спаса славяне приступали к посеву озимых: по приметам, если начать сеять их раньше – жди неурожай. А еще по народной примете купание в этот день смоет все грехи.

Возможно, это поверье связано с тем, что во все православные посты принято приступать к Таинству Соборования. Его нельзя путать с елеопомазанием, которое совершается за Всенощным бдением (вечерней службой, совершающейся каждую субботу и перед церковными праздниками) и является символическим благословением Церкви.

В пост соборуют всех желающих, даже здоровых телом, а тяжелобольных весь год — по необходимости даже дома. Это Таинство исцеления души и тела. Оно имеет целью очищение от неисповеданных грехов (особенно это важно сделать перед смертью) и исцеление болезни.
Да благословит вас Бог!

Отмечено