Краткое содержание
  1. Литургия - великое и сильное Таинство
  2. Значение и установление Господом Литургии (обедни)
  3. Последование богослужения Литургии Иоанна Златоустого
  4. Литургия Василия Великого и Иоанна Златоустого
  5. Литургия Преждеосвященных Даров или Литургия святителя Григория Двоеслова
  6. Смысл Литургии и Таинства Евхаристии

Литургия — великое и сильное Таинство

рекомендуем к прочтению
  1. Иисусова молитва
  2. Молитва для успокоения сердца и души
  3. Молебен о работе
  4. Молебен Ксении Петербургской

Таинство Причастия или Евхаристии (с греческого — благодарение) — главное Таинство Православной Церкви и, одновременно, наиболее часто совершаемое Таинство: в любом храме Причастие совершается каждое воскресенье и по праздникам, а в храмах, где служит больше одного священника — каждый день, за исключением особых дней Церковного Устава. Причастие совершается только за Литургией, которая служится обычно по утрам.


Зачастую недавно пришедшие к Православию люди с трудом разбираются в нюансах богослужений, церковных словах и молитвах. В нашей статье вы узнаете, что такое Литургия и проскомидия, какая разница между разными Литургиями.


Значение и установление Господом Литургии (обедни)

рекомендуем к прочтению
  1. Молебен Сергию Радонежскому
  2. Молебен о замужестве
  3. Молитва Архангелу Михаилу — сильная защита

В этом повседневном богослужении и самом его событии — Таинстве Причастия — заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.


Многие люди, понимая это, хотят приступить к Таинству и причаститься в конце Литургии, но не знают, что нужно для этого сделать. А ведь к Причастию действительно нужно готовиться.


Таинство Литургии было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно — апостол Иоанн Богослов.


Вечеря по-русски означает «ужин». Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.
Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа — Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение — были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.


За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.


Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.


Опресноки — пресные хлеба — и красное вино были на столе во время Тайной Вечери. Поэтому по сей день освящают, пресуществляя в Святые Дары красное вино и просфоры. В первохристианские времена Таинство происходило за «вечерями любви», агапами, не столь торжественно. Хлеб преломляли сами апостолы, действом Святого Духа пресуществляя его в Тело Христово. Приносили будущие Святые Дары на встречи христиане, избирались для Литургии лучшие продукты, а остальные просто вкушали за столом во время трапезы с беседой, которая обязательно совершалась после Литургии.


Сегодня просфоры выпекают в большой пекарне в главном городе епархии, часто — в монастырях, на приходах постоянную выпечку просфор устраивают редко.


Последование богослужения Литургии Иоанна Златоустого


  • Сначала совершается проскомидия. По сути проскомидия — приготовление к Литургии. Она проходит в алтаре, за закрытой завесой. Проводит ее священник и диакон (в маленьких сельских храмах священник может служить без диакона), и простые миряне не могут увидеть ход богослужения. Проскомидия — часть Литургии или, в просторечии, обедни (это слово означает, что верующие едят Святые Дары, «обедают»).



  • Вначале священнослужители готовятся к совершению проскомидии. Входя в алтарь, они совершают молитву, затем с особыми молитвами облачаются в священные одежды, которые надеваются перед каждым богослужением (у священника особо выделяется фелонь — верхняя жесткая накидка из парчи, и епитрахиль — парчовая лента, скрепленная металлическими круглыми пуговицами), а также совершают омовение рук, читая слова 25 псалма.



  • Для проведения проскомидии и, в дальнейшем, Евхаристии (Таинство Причастия, пресуществления вина и хлеба в Тело и Кровь Христову), необходимо вино — обычно это кагор (во времена голода и гонений священники использовали и просто соки ягод или фруктов), а также особым образом выпеченная просфора — это маленький светлый пресный хлеб с выпеченным крестом наверху.



  • Диакон и священник встают напротив жертвенника — это небольшой столик слева от главного престола храма. На нем стоят священные сосуды: покрытые парчовыми салфетками («воздухами»), звездица, покровец, потир, копие и дискос. 



  • Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору , вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Отдельно поминаются живые, отдельно — усопшие. Вино наливается в потир — Чашу для Причастия, хлеб кладется на дискос — плоскую тарелочку на ножке. Диакон в это время также читает особые тайные молитвы.



  • Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.



  • Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.




Литургия Василия Великого и Иоанна Златоустого

Есть три основных чинопоследования Литургии. Первые написаны святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим, епископами, жившими в IV веке. По сути, они лишь систематизировали и записали совершаемые богослужения — в Церкви никто ничего не придумывает от себя.


По Уставу Церкви последование Литургии святителя Василия совершается только 10 раз в году: в день памяти самого святителя, на Рождество и Крещение, в воскресения Великого поста, в Великий Четверг и в Великую субботу Страстной седмицы.


Отличаются «литургии», то есть их чины совершения, незначительно — некоторыми молитвам: не поминаются усопшие на ектение, читаются другие молитвы священниками «тайно». Святитель Иоанн несколько сократил эту Литургию, и теперь его Литургия совершается почти каждый день — Васильевская длиннее обычной.


Литургия Преждеосвященных Даров или Литургия святителя Григория Двоеслова

Этот чин Литургиии составлен святителем Григорием Великим (Двоесловом) – Папой Римскому, служившим с 540 по 604 год.


Она совершается только во время Великого поста по средам и пятницам, и по некоторым постным праздникам. Она должна совершаться вечером, в нее входит последование вечерни, но обычно совершается так же, как обычная Литургия — утром.


Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за любой Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь. Таинство Причастия установил Сам Христос во время Тайной Вечери перед Крестной смертью Своей и заповедал апостолам всегда причащаться ради памяти о Нем и жизни в вечности: «Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


Смысл Литургии и Таинства Евхаристии

После слов Христа: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя», — по благодати Спасителя хлеб и вино, имея свой прежний внешний вид, перестали тогда и перестают ныне за каждой Литургией быть вещами земными. Они становятся, по Евангельскому слову, хлебом, то есть пищей жизни — Плотью Христа, которую Он отдает ради прощения всех грехов людских.


Апостолы смогли понять и принять это Таинство, ведь они уже видели, как насыщалось множество людей благословленными Господом малыми земными хлебцами. Они понимали, что земные вещи перестают быть таковыми по слову Христа.


Святитель Иоанн Златоуст, записавший и зафиксировавший на все последующие века церковное последование Святой Литургии, начатое еще апостолами, отметил, что Ветхий Завет имел кровь овец и тельцов, а Новый имеет Кровь Божию: «Это Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая ради прощения грехов» — сказал Сам Христос, подавая Чашу с вином ученикам. Под земным видом хлеба и вина Господь дал ученикам Божественное Тело и Божественную Кровь, которые на следующий день после Тайной Вечери Он добровольно отдаст на истязания и смерть. Он благословил апостолов совершать Причастие в Его воспоминание во все времена.


Так до конца времен и Страшного Суда Таинство Причащения будет совершаться во всех храмах православных. Здесь земные вещи чудесно изменяются Духом Святым в Тело и Кровь Спасителя, чтобы каждый человек мог зримо соединиться с Богом, прощающим его грехи и направляющим его жизнь. И принятие Святого Причащения — долг и необходимость каждого православного христианина, ведь каждый истинно верующий человек стремиться соединиться с Богом, идти по пути Истины.


Старайтесь, приходя на Литургию, причаститься.


Да хранит вас Господь Своей благодатью!