Краткое содержание
  1. Казаки в России и история казачества
  2. Значение и происхождение названия казаков
  3. История казаков в России
  4. Казацкая служба и казацкие восстания
  5. Крещение Руси в Киеве
  6. Католичество, Православие и казаки
  7. Казаки в России
  8. Кубанские казаки
  9. Донское казачество
  10. Казачество в обществе и мировой культуре

Казаки в России и история казачества

рекомендуем к прочтению
  1. Икона Архангела Михаила
  2. Икона Серафима Вырицкого
  3. Икона Спиридона Тримифунтского
  4. Молебен иконе «Неупиваемая Чаша»

Не единожды в истории народы разделялись: от общей массы откалывались отдельные этнические группы, создавая достаточно замкнутое сообщество по различным признакам. Это религия, обычаи и традиции, одежда, нравственные устои.

Воинственным этносом в России всегда считалось казачество. Однако мало кто знает, откуда появилось слово «казак», почему казаки имеют особое мировосприятие с ярко выраженной религиозностью. Сегодня среди этнологов нет единого мнения, являются ли казаки отдельной нацией. Казаки активно выделяют себя среди других народов. Их история начинается еще в 15 веке.

Значение и происхождение названия казаков

рекомендуем к прочтению
  1. Молебен Господу Иисусу Христу
  2. Молебен Пресвятой Богородице
  3. Молебен о даровании детей
  4. Молебен иконе Божией Матери «Нечаянная радость»

Многие полагают, что казаками называют особый тип вооруженных воинов, живших в некую эпоху… Однако теорий об этимологии слова «казак» есть множество. Подобных этому слову паронимов или омофонов существует целый ряд в различных языках:
— тюркизм: вольный человек;
— турецкий — гусь;
— монгольский — народ;
— туркестанский — кочевое племя;
— татарский язык — воин авангарда в армии.

Изначально казак — это вольный, но вооружённый, готовый к сражению человек. Можно сказать, что это вольнонаемник. Именно в таком качестве выступали казаки исторически: зачастую их попросту нанимали те, у кого были деньги, желание и идеи…

История казаков в России

Впервые слово казак упоминается в летописях в 1489 году. Место, где появились первые люди с названием «казаки» — Дикое поле на территории современной Украины. Она тогда была нейтральной, находясь неподалеку от Великого Княжества Литовского, но постоянно подвергаясь набегам крымских татар. Заселяли эти земли и россияне, и поляки — часто обычные крестьяне, которые организовывали собственные военные формирования, чтобы защищаться от набегов.

Уже через сто лет казаки стали мощной военной силой. Примерно в это е время — в 1552 году казаки назвали территорию своего обитания Запорожская Сечь. Это произошло при участии правителя Волыни князя Вишневецкого по прозвищу Байда. Он вложил деньги в первую военную базу Сечи, основанную на острове Хортица. Здесь шла мирная жизнь казаков.

Расположение Хортицы в то время было очень удобным, ведь она закрывала выход татар из Крыма, находясь в то же время недалеко от Великого Княжества Литовского. Замкнутость острова определяла его защищенность, обеспечивала безопасность.

Хортицкую Сечь, однако, разорили в 1557 году, но до 18 века все казачьи крепости укрепления строились на островах посреди рек — по тому же принципу. А крепости были необходимы — ведь ряд государств пытался подчинить себе Сечь.

Казацкая служба и казацкие восстания

В 1569 году на территория нынешней Литвы и Польши была образована Речь Посполитая, которое вольные казаки мешали несмотря на то, что поневоле служили защитой от татарских набегов. В 1572 году король Речи Посполитой Сигизмунд II Август нанял на государственную службу 300 казаков, положив им щедрое довольствие. Названы они были реестровыми казаками, поскольку поименно входили в список (реестр). Такие казаки постоянно пребывали в боевой готовности: они защищали государство от пресловутых кочевников и даже подавляли крестьянские восстания.

Между тем, сами казаки под предводительством ряда лидеров также восставали против влияния Речи Посполитой ради религиозно-национальной независимости. Это происходило с 1583 по 1657 год. Например, после 1620 года гетман Сагайдачный вступил в Киевское братство с оставшимися запорожскими казаками, не перешедшими на службу полякам и литовцам.

Именно поcле этого времени казаки навечно объединились с Православием. Известно, что до этого христианство задавало казацким традициям тон, но объединяло и католиков, и православных. Но с 17 века битвы казаков были не только за свободу, но и за веру. Так, напряженные отношения между казачеством и Польшей завершились национально-освободительной войной 1648-1654 гг., которую возглавил ставший национальным украинским героем Богдан Хмельницкий. Другими предводителями ряда религиозно-освободительных восстаний стали гетманы Наливайко, Сулима, Павлюк, Косинский и др.

Крещение Руси в Киеве

Только единая духовная жизнь могла сделать Древнюю Русь государством — ведь в языческие времена разные племена и области признавали своими покровителями разных богов, отчего возникали даже вооруженные конфликты. Именно князь Владимир по сути впервые объединил Русь, создав с помощью духовных скреп сильную страну.

Крещение Руси лишь символически названо одним именем с Таинством Крещения, которое совершают над человеком. Этот процесс можно назвать активным миссионерством на Руси и личной проповедью князя Владимира, крестившегося самостоятельно и крестившего Русь. Также в результате Крещения Православная Церковь стала государственным институтом Киевской Руси.

К моменту вступления на княжеский престол Владимира на территории Киевской Руси процветало язычество. Князь стал править как язычник, завоевав себе уважение киевлян и дружины как человек мудрый и честный по языческим меркам. Известно, что он был храбр и смел в боях, однако многие его дела до Крещения приводят в ужас христианских историков — он был просто кровожадным воином. Во время его правления приносились большие человеческие жертвоприношения, в том числе убивали христиан.

В какой-то момент князь Владимир понял, что язычество себя изживает и начал реформировать многобожие созданием общего пантеона богов в 983 году. Однако племена в стране продолжали враждовать между собой, споря, какой из богов сильнее и, соответственно, какое из племен могущественнее под его покровительством (было, например, Велесово племя, Сварожье племя в зависимости от региона).

Еще в 983 году сам князь Владимир приносил жертвы и был мучителем, а всего лишь через пять лет стал князем Владимиром Красное Солнышко, Крестителем Руси. Мы знаем немало примеров людей, ставших христианами лишь на словах. Владимир был не таков: он упал основы христианства и решил, что эта религия будет полезна не только для государственного устройства, но и для нравственного состояния людей. Он крестился сам и изменил свою жизнь, стараясь следовать идеалам Христа. Известно, что князь стал много заботиться о бедных, перестал быть многоженцем (ранее он имел большой гарем наложниц). Именно благодаря своей жизни и искренней деятельности он был канонизирован как святой, а вовсе не потому, что Церковь благодарила его за «новые земли».

Главному преображению и просвещению подверглась душа самого князя, осознавшего бездуховность и жестокость язычества.

В 988 году князь Владимир принял христианство в Корсуни (Херсонесе, бывшем тогда колонией Византии), женился на православной царевне Анне и начал процесс христианизации и миссионерства в государстве. В реках Днепре и Почайне он крестил дружину, бояр и придворных. Сейчас над местом Крещения их на Киевских горах стоит памятник князю Владимиру.

Князь не заставлял никого креститься под страхом смерти, но возможно, что многие крестились из опасения утратить расположения князя. Многие историки полагают, что крещение большей части населения происходило насильственно. Однако в ряде летописей сохранились свидетельства о священниках и епископах, ставших мучениками за веру в разных регионах страны, отдаленных от Киева. Многие из них были канонизированы. Это значит, что далеко не всегда священники были под охраной дружины и тем более не могли наказать отказавшихся креститься.

Отметим, что Русская Православная Церковь поначалу не имела Патриарха и была поместной церковью, которая управлялась на местных кафедрах епископами. Когда же произошла Великая Схизма, разделение Церквей на Православную и Католическую, Русская осталась в Православии. Князь Владимир изначально мог принять Крещение в Риме и привезти западных миссионеров на Русь, но, по мнению историков, посчитал Римского Папу слишком обремененным политическими амбициями, в то время как сам Владимир не желал подчиняться никакому диктату.

Католичество, Православие и казаки

Большинство историков сходятся во мнении, что основной причиной раскола послужило желание Римской Церкви — тогда называемой Западной — обладать сильным влиянием. Это подтвердилось впоследствии, когда Католическая Церковь приняла догмат о непогрешимости Папы — сегодня это, пожалуй, основной аргумент отсутствия единения Церквей.

Великая Схизма, или Великий раскол случился в 1024 году. На тот момент в отношениях между странами и Церквями существовала напряженная политическая обстановка. Кроме того, за тысячу лет христианская Церковь обрела различные региональные традиции — обряды, особенности иерархии, обычаи. Очевидно, люди, принадлежавшие к разным традициям не приняли друг друга, разницу в менталитетах и культурах. Римо-Католическая Церковь в 1054 году провозгласила Папу единственным главой Церкви на Земле, а затем и наместником Христа. В свою очередь, Патриарх Константинопольский принял титул Вселенского.

Казаки исторически жили на землях между Киевской Русью — где князь Владимир насадил Православие — и Великим Княжеством литовским. Стекались на Сечь и католики (из Княжества) и православные (из России). Однако отметим, что со временем Православие стало превалировать. Вот как это было.

Казаки в России

Из-за подобных войн и начавшейся в России смуты казачество было ослаблено. Кроме того, из-за того, что казаки под предводительством Ивана Мазепы предали Россию, перейдя на сторону Швеции в сражении под Полтавой.

Именно так начался процесс уничтожения казачества… По мнению историков, во времена императрицы Екатерины II был создан пик подобных прецедентов. В 1775 году была уничтожена Запорожская Сечь. При этом казакам дали выбор: стать крестьянами или поступить в регулярные полки (которой многие воспользовались) — только не сохраняя прежний уклад жизни.И все же предложение Российской Империи не приняли 12 тысяч человек. Однако о положении казаков и сохранении их традиций позаботился сам генералиссимус Суворов — в 1790 году по его просьбе было создано Черноморское казачье войско.

Кубанские казаки

Кубанское казачество иногда называют «русские казаки». Они были сформированы в 1860 году из ряда казацких формирований того времени. Со временем они стали особой специализированной частью войска Российской Империи. Их база находилась на Северном Кавказе (напомним, что Кубанью называют часть Краснодарского края, хранившую свое название).

Основой кубанских казаков стало то самое Черноморское казачье войско вкупе с Кавказским войском, уничтоженным после кавказской войны. Они стали пограничными силами, контролировавшими положение на Кавказе: ситуация оставалась нестабильной. Казаки были своеобразным буфером между Кавказом и Россией

Кубанцы воевали и во время Великой Отечественной войны — уже в ХХ веке. Старинный быт, культура и традиции Кубани сохранились по сей день благодаря официальному Кубанскому войсковому казачьему обществу.

Донское казачество

Пожалуй, это самая древняя, аутентичная казацкая культура. Она идет еще из 15 века — от первых казаков. Название, разумеется, идет от реки Дон. Именно донские казаки акцентировали, что они — этнос с собственной культурой, хотя активно объединялись с запорожцами в битвах.
После революции большевиков именно дончане создали собственное государство. Увы, поддержка белого движения привела к разгрому и репрессиям казаков. Но и по сей день в Российской Федерации живут чуть менее полутора сот тысяч человек с национальностью «казак».

Казачество в обществе и мировой культуре

Сегодня история и традиции, быт и сам этнос казаков изучаются этнологами всего мира. Ученные действительно изучают все элементы казачьей культуры, чтобы узнать и сохранить этот памятник. А современные казаки воплощают его в жизнь.

Отмечено