Икона Спас в Силах

Канал в Телеграм о том, каким видел путь к Богу Петр Николаевич Мамонов. Если читать хотя бы по 3 минуты в день, равнодушным остаться просто не получится. Вот ссылка https://t.me/+0sXfyox4IJ4xOTgy

ИКОНА «СПАС В СИЛАХ» — ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ИКОНОСТАСА ХРАМА И ДОМА

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ
  1. МОЛИТВЫ ИОАННУ КРОНШТАДТСКОМУ
  2. АКАФИСТ СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ
  3. СИЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ ОТ ОДИНОЧЕСТВА

Образ под названием «Спас в Силах» — это изображение Господа Иисуса Христа, обычно помещаемое в центре каждого церковного или домашнего иконостаса. Каждый верующий человек хорошо знает ее: Господь торжественно восседает на троне в окружении Небесных Сил. Именно на этот образ за каждым церковным богослужением обычно молятся Иисусу Христу, ведь он висит прямо над Царскими вратами иконостаса. Образ показывает важнейшие догматы Православной веры, заключает в себе толкование Библии и пророческое представление главного события мировой истории — Страшного Суда.

Необычное название иконы «Спас в Силах» означает, что в конце времен Господь Иисус Христос предстанет перед людьми всех веков как сильный и славный Вседержитель, окруженный Небесными Силами, то есть разными членами Ангельской иерархии: Серафимами, Херувимами, Престолами, Господствами… На иконе вокруг Христа изображается и ряд символов, охватывающих земную историю, людей и животных — так, как, в соответствии с Божественным Замыслом, мир после Страшного Суда вновь обретет черты рая, когда все земное и небесное соединится под властью Христа. Слово Спас — сокращение от слова Спаситель, означающего, что Господь спас всех людей от рабства греха.

Интересно, что именно икона «Спас в Силах» является созданным в Древней Руси типом образа. Он относится к иконографии так называемого Пантократора, распространенной в Византии, но глубокое богословское осмысление и символичность изображения эта иконография получила только у древнерусских иконописцев.

image

ИСТОРИЯ ОБРАЗА «СПАС В СИЛАХ» — «ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ»

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ
  1. МОЛИТВА В ДОРОГУ
  2. МОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ ЗЛА ПАНСОФИЯ
  3. МОЛИТВА МАТРОНЕ МОСКОВСКОЙ В БОЛЕЗНИ
  4. МОЛИТВА ОТ ТЮРЬМЫ

Титул Вседержителя или Пантократора (дословный перевод — Всесильный, Властитель всего) пишется на иконе «Спас в Силах» рядом с обычным для икон Господа именем Иисуса Христа. Это первый визуальный богословский элемент иконы: такой титул означает полноту Боговоплощения. Господь как Сын Божий и Сын Человеческий — Начальник над духовным и земным миром, Всемогущий Бог, Правитель мира, имеющий возможность сотворить и изменить абсолютно всё.

Призвание Бога как Вседержителя встречается и в Ветхом Завете, например, в псалмах Царя Давида, и в Новозаветных текстах. В Евангелии и молитвах первых христиан, дошедших до нас, это слово употребляется только в контексте Страшного Суда, его называет в книге Апокалипсиса евангелист Иоанн Богослов: вот почему икона «Спас в Силах»-Пантократор изображает Второе пришествие Христа.

В православной традиции иконописи Византии икона Христа Вседержителя присутствовала еще на фресках первохристиан, созданных тайно — в римских катакомбах; на иконах Христос на троне и с Книгой появляется в IV—VI веках. Древнейшая дошедшая до нас икона Вседержителя — Синайский Христос середины VI века, созданный в монастыре святой Екатерины на горе Синай.

Этот образ — важнейший в иконографии Христа (включающей такие типы изображений, как Спас Эммануил, Спас Нерукотворный, Распятие и другие). Он встречается в одиночных иконах, в «оплечной» (до начала груди, по плечи) и поясной композиции, в иконостасах и отдельных триптихах (складень из трех икон, включающих образ Господа, Богоматери и почитаемого святого), на фресках и настенных мозаиках: именно Спас Вседержитель является традиционным изображением Бога, которое пребывает под центральным куполом православного храма.

Спас на престоле — основа иконы «Спас в Силах» — также один из древнейших подтипов иконографии Спаса Вседержителя. Престол — символ власти Божией, отражение ветхозаветных явлений Господа Саваофа пророкам и слов Евангелия о том, что судить людей Господь будет с престола. Название также отражает композицию иконы: Спаситель изображается анфас, полностью повернутым к молящимся и сидящим на троне и алой подушкой, Его ноги — на подножии престола.

Икона «Спас в Силах» — сложившаяся в XIV-XV веках разновидность изображения Господа Пантократора как осмысление древнерусскими иконописцами Апокалипсиса.  В традиционном русском иконостасе именно она заняла центральное место, никакие другие иконы Христа традиционно в главном, деисусном ряду иконостаса не размещают.

Иконописный канон «Спаса в Силах» основан на библейских текстах, поэтому он тщательно описывается в руководствах для иконописцев («подлинниках») и сохраняется в мелочах на протяжении веков до сегодняшнего дня.

image

ИКОНА «СПАС В СИЛАХ» — ПЕРЕВОД БИБЛИИ НА ЯЗЫК ИЗОБРАЖЕНИЯ

Иконография «Спаса в Силах» — отражение ветхозаветного видения пророка Иезекииля и напоминания о нем в Теофании (явлении Бога) Иоанну Богослову — автору Книги Откровения (Апокалипсиса). В русском переводе строки Апокалипсиса, изображенные на иконе, таковы: «Престол стоял на небе, и на том престоле восседал Бог; Он сиял, словно драгоценные камни яшма и сардис; вокруг престола была радуга, прозрачная и яркая словно изумруд… Перед престолом — стеклянное, как кристалл, море; в престоле и вокруг него — четыре животных со многими глазами и шестью крыльями… поющих: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и будет».

Правой рукой Христос благословляет людей, левой придерживает раскрытую Книгу. Значение Книги также глубоко символично и неоднозначно: в соответствии с толкованием Ветхого Завета, это Книга Завета Бога и человека, Книга Жизни с именами тех, кто войдет в Царство Божие, Благая весть Евангелия, а Апокалипсис говорит нам, что это и Книга Откровения, закрытая семью печатями, которую никто не может читать, кроме Самого Спасителя. Книга также является символом Самого Иисуса Христа, ведь, по слову евангелиста Иоанна Богослова, Он — Слово Божье, пришедшее в мир (интересно, что существует соответствующая аллегорическая иконография Христа: Этимасия или Престол уготованный, — Христос изображен в виде Книги, на Которую слетает Дух Святой в виде голубя).

Многие богословы утверждают: «Спас в Силах» — это написанный языком иконописных визуальных символов богословский трактат о Страшном Суде Господа Вседержителя, Судящего праведно, идущего, по слову Евангелия, судить живых и мертвых — всех людей всех веков.

image

ПОЧЕМУ ИКОНА «СПАСА В СИЛАХ» ПОМЕЩАЕТСЯ В ЦЕНТРЕ ИКОНОСТАСА?

Иконостас — перегородка перед алтарем в центральной части храма, идущая от стены до стены. Именно иконостас — главная часть храмового интерьера, к нему прикованы взгляды всех молящихся. Он состоит из рядов икон — от одного (в древних, первохристианских церквях и подражающих им современных) до пяти. Иконостас имеет практическую и символическую значимость.

В первую очередь, иконостас закрывает алтарь от остального помещения (кафоликона) православного храма. Это еще ветхозаветная традиция: алтарь, Святая Святых, находился в отдельном помещении за завесой без икон. Сейчас завесой закрываются только Царские врата — главные двери в алтарь, находящиеся по центру иконостаса. Алтарь закрывается, в первую очередь, для совершения некоторых тайных молитв, которые по традиции могут слышать и читать только священнослужители.

С приходом в мир Христа Его Церковь стала жить в новой реальности, в Новом Завете Бога и человека — их новых отношениях. Сам Господь принял природу человека, «обожил» ее — дал возможность каждому человеку приблизиться к состоянию Бога, измениться полностью, очистившись от любых грехов. Иконостас православного храма отражает эту новозаветную реальность с присутствием новых праздников, святых, имеющих возможность помогать людям, Богоматери.

Сначала иконостас состоял из 12 колонн, символизирующих 12 апостолов, и венчался крестом, символизирующим Распятого Христа. Со временем люди создали иконы Господа и заменили символ изображением Самого Христа, к Которому и обращались в молитве. Так появился главный ряд (чин) иконостаса — деисусный, от греческого слова «деисис» — молитва или моление. Этот ряд, в центре которого и находится икона «Спас в Силах», представляет собой развернутое изображение Страшного Суда. К Сидящему на престоле в славе Праведному Судье — Господу склоняются в молитве Матерь Божия, пророк Иоанн — Предтеча и Креститель Христа, апостолы и святые. Деисус означает, что Церковь просит Христа-Судью за каждого человека.

С появлением иконы «Спас в Силах» началось активное развитие всего древнерусского иконостаса. Кроме деисусного чина, рядов праздничного (небольшие иконы, изображающие великие православные праздники, расположенные под деисусом или над ним) и местного (иконы по сторонам от Царских врат) появились ряды пророческий, праотеческий и завершение иконостаса — Распятие. Так иконостас отразил всю человеческую историю в духовном осмыслении. Сначала на нем явлено ожидание всеми людьми в лице пророков и святых Ветхого Завета Мессии, а затем Первое (в Евангелии) и Второе Пришествие Христа как Божий промысл о человечестве, открытый людям в Апокалипсисе. Завершает иконостас местный ряд, в который встроены Царские врата: это изображенный в иконах путь к спасению, который должен пройти на земле каждый верующий. Слева от Царских врат — икона Богородицы, соединившей земное и небесное, показывающая пример праведности и подающая Свою помощь всем людям. Местночтимые святые и иконы святых, в честь которых освящен храм — также образец праведной жизни. Царские врата показывают часть алтаря как пока недоступного рая, куда стремятся все люди. Икона «Тайной Вечери» над Царскими вратами — знак принятия людьми Христа и соединения с Ним в Таинстве Причастия, через которое люди могут войти в Царство Небесное.

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Как в молитве за Литургией при пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову вспоминаются сначала все лики святых от ветхозаветных времен и усопшие, а затем живые, молящиеся в храме православные христиане — так и иконостас продолжается людьми, собравшимися в храме. Видя Господа в Силах, мы должны помнить о Страшном Суде и исправлять свою жизнь, приобщаться Таинству Причастия, чтобы стать одним целым с Церковью Небесной, которая изображена на иконостасе, и с Самим Христом.

Образ Спаса в Силах нечасто делают небольшим, домашним, но стоит попытаться его найти для домашнего иконостаса. Здесь он тоже должен располагаться в центре. Дома аналогом иконостаса церковного служит «красный угол». Икон здесь гораздо меньше, чем в церкви. «Красный угол» устраивается напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева — Пресвятой Богородицы, а справа — почитаемого святого, например, тезоименитого вам и вашим близким или почитаемого всеми святителя Николая Чудотворца. Можно добавлять и любые другие иконы. При необходимости устройте иконостас на обычной книжной полке, но только рядом с духовными книгами, а не развлекательными изданиями.

image

ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ

Отличительными особенностями позы и изображения Самого Христа на иконе являются следующие:
Христос всегда в центре иконы и занимает большую часть ее пространства. Он сидит на престоле — троне, ноги Его поставлены на особое возвышение. На троне лежит ярко-красная подушка — атрибут царской власти в Византии. Красный цвет, которым зачастую окрашен престол, означает неприкосновенную, опаляющую, словно огнем, Божественную природу, огненный вид Бога, явленный Им в Неопалимое Купине — в огне, охватившем дерево, но не испепеляющем его, из которого Бог говорил с ветхозаветным пророком Моисеем.

    • В левой руке Христа — обычно открытая Книга. Правой рукой Он жестом благословляет молящихся.

      Христос одет в белые или золотые одежды: белые символизируют чистоту и безгрешность Христа, а золотые — Его славу и святость.

    • Главной узнаваемой особенностью иконографии «Спаса в Силах» являются сложные символические фигуры, которых нет ни на одном другом образе Христа: образы ангелов, животных и геометрические фигуры, заполняющие все пространство иконы. Все они имеют особенный богословский смысл и обозначают разные силы и явления на материальном и духовном уровнях. Цвета фигур взяты из библейских текстов. В общем смысле их символику можно описать как Всесилие, Всеведение, Благость и Милость, природную Непостижимость и Таинственность Бога.
    • Фигура Христа на троне вписана в красный ромб или в растянутый вдоль за престолом красный овал с заостренными краями. Далее идет синяя овальная или круглая сфера, помещенная в красный квадрат, обычно создающий некий фон всей композиции.
    • Красный ромб вокруг Христа — это сияние Божественного огня, отсвет Божественной природы Господа.
    • В синем поле круга видны абрисы или силуэты Небесных Ангельских чинов, то есть воинств Небесного Царя. Видно, что они находятся в движении, создавая динамику иконной композиции. Ангелы изображаются бесполыми крылатыми существами, похожими на юношей, или просто символически — ликами в крыльях. Овал или круг как бесконечная всеобъемлющая фигура означает духовную, небесную сферу, мир бесплотных духов, небесный свод. То, что мы видим как небо, икона показывает видимым духовным зрением как наполненное Ангелами пространство. Зачастую на иконе присутствуют ангельские крылья с глазами, крылатые колеса на подножии престола и полупрозрачные изображения на престоле — все это также символы Небесных Сил, чинов Ангелов, окружающих Бога и помогающих Ему.
    • Красный квадрат с вытянутыми концами означает землю, имеющую четыре стихии. На его концах — описанные в Апокалипсисе символы четырех евангелистов: ангел (Матфей), телец (Лука), лев (Марк) и орел (Иоанн) — несущие Слово Божие на все четыре стороны света .

Само цветовое решение иконы, построенное на сочетании красного и синего цвета означает объединение Божественной и человеческой, земной природы Спасителя в Нем Одном, огня Духа Святого и воды Живой учения Христова, единство Небесного царства и мира земного под Божией властью. Иногда красно-синими изображаются также одежды Спасителя.

Спас в Силах — пророчество о Страшном Суде, богословское сочинение, поясняющее догматическое учение Церкви через знаки и символы. Символическая композиция образа в своей сути представляет Вселенную, которую покрывает и которой властвует Христос Вседержитель.

image

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ «СПАСА В СИЛАХ» И ДНИ ПАМЯТИ ОБРАЗА

Важно, что такую богословски сложную иконографию создали в Древней Руси. По преданию, автором первой иконы «Спас в Силах» является святой иконописец, монах Троице-Сергиевой Лавры, преподобный Андрей Рублев. Она была создана для Успенского собора во Владимире ориентировочно в 1408-1420 году и имеет размер 18 x 16 см. Именно там была создана традиция помещать образ «Спаса в Силах» в центре деисусного чина иконостаса. В настоящее время эта икона вместе со знаменитой «Троицей» Андрея Рублева хранится в Третьяковской галерее в Москве. На протяжении шести веков русские иконописцы бережно следуют образцу, созданному преподобным Андреем. Чтимые иконы Спаса в Силах находятся в Костроме и церковно-археологическом музее при Московской Духовной Академии.

Дни особого почитания иконы «Спас в Силах» — это так называемые Господские праздники, то есть воспоминания о чудесах и событиях земной жизни Господа Иисуса. В дни «Спасов» небольшой образ зачастую выносят на середину храма:

    • 14 августа — первый день Успенского поста, Происхождение (то есть обретение и чествование) Дерева Животворящего Креста Господня. Его называют еще Медовым Спасом (к этому дню пчелиные соты наполняются медом и начинается его сбор, на который благословляют особой молитвой) и Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними)
    • 19 августа — Преображение Господне, Яблочный Спас. Это важнейший Господский праздник, входящий в число ежегодных двенадцати великих праздников Церкви. В этот день Иисус Христос преобразился и просиял перед учениками, поэтому христиане часто ставят образ «Спаса в Силах», где изображен Господь в сияющих одеждах, на главное место в доме и в храме при неимении праздничной иконы Преображения. За Литургией в этот день освящают яблоки (по русской традиции, изначально в Византии освящали виноград), потому и праздник имеет такое название.
    • 29 августа — Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.
image

КАК МОЛИТЬСЯ ИКОНЕ «СПАС В СИЛАХ», О ЧЕМ ПРОСИТЬ ГОСПОДА ПЕРЕД ИКОНОЙ

Перед этим образом обращаются ко Господу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом. Можно заменять слова молитвослова молитвой по четкам перед иконой Господа Иисуса Христа: нужно мысленно или вслух произнести слова «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» и передвинуть бусину на четках. Так следует делать в течение 10 минут утром и вечером — это и будет вашим молитвенным правилом. По четкам также можно молиться в дороге.

Образок «Спаса в Силах» или просто небольшой поясной образ Господа должен быть с вами в пути. Для автомобиля часто приобретают триптих, где вместе с Христом изображена Богородица и святитель Николай Чудотворец, покровитель путешествующих.

Обращение ко Господу перед иконой «Спас в Силах» должно начинать и заканчивать ваш день.

Земная жизнь Сына Божьего подробно рассказаны в Евангелии, описаны и растолкованы во множестве книг. Господь отдал себя в жертву за грехи людские и победил саму смерть, в Своем Воскресении весь род человеческий вернув в рай. Поэтому обращение к Самому Богу — важнейшая молитва. Молитесь Господу Вседержителю в любой момент жизни:

    • Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах,
    • Молитесь в опасности,
    • Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей,
    • Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться,
    • прося Господа о помощи в любых бедах и скорбях,
    • молясь об исцелении в болезни,
    • обращаясь к Нему во внезапной опасности,
    • когда у вас на душе тревога, уныние, печаль,
    • благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.

Часто мы сами не знаем, что молимся, прося: «Хоть бы мне спастись, хоть бы избежать опасности», «Небо, помоги!» — все это молитвы к Великому Богу нашему. И Он откликался на ваши просьбы, высказанные и не высказанные — вспомните счастливые встречи, внезапно удачные экзамены, нежданную счастливую беременность, хорошую работу… Нам кажется, что все это случаи — но Господь действительно управляет к лучшему нашу жизнь, показывая на наши возможности, приводя к благодарности Богу за все. Смирение же перед трудностями, обращение к Богу с молитвой в это время — залог нашего спасения и воспитания души, личностного роста. Ни один психолог не способен так в миг изменить, осчастливить душу, как это делает Господь.

Но и мы сами должны стремиться к угодной Богу жизни, посещать храм, молиться за богослужением, помогать людям, прощать грехи и ошибки наших ближних, спокойно вести себя в конфликтах.

Господь — это великая Сила и великая Любовь, нужно только верить — а значит доверять Ему свою жизнь и свою душу. Христос даже не солдат, который в бою лег на амбразуру ради своих однополчан, Его подвиг выше: будучи Всемогущим, он добровольно, чтобы стереть из истории мироздания прошлые и будущие грехи человечества, пошел на унижения, пытки и страшные страдания на Кресте от тех, чьих предков Он же и создал.

Учение Господа Иисуса – это призыв к покаянию, к любви всех людей ко всем людям, состраданию и жалости даже к страшным грешникам. В ответ на искреннюю молитву, в первую очередь, в душе появится мир, ясность и спокойствие, по свидетельству многих людей — и это поистине чудо, которое случается с каждым верующим человеком. Постарайтесь также побеседовать со священником, если у вас есть жизненные сложности и душевная тревога.

Читать молитву Иисусу Христу перед иконой «Спас в Силах» можно на русском языке онлайн по тексту ниже:

Вседержитель, Слово Божией, великий и совершенный Господь и Бог мой Иисус Христос, по многому милосердию Твоему никогда не отлучайся от меня, раба Твоего, но всегда пребывай во мне Твоей благодатью. Иисусе, добрый пастух Твоих овец, не оставь меня быть подверженным змеиному предательству и сатанинским искушениям, хоть во мне есть тленное семя греха. Ты, Господи Боже, Которому поклоняются все люди, Всесвятой Царь и Господь Иисус Христос, сохрани меня намерцающим светом, Духом Твоим Святым, Которым Ты просветил и освятил Твоих учеников. Дай, Господи, мне, недостойному рабу твоему, спасение Твое во все дни жизни моей, просвети ум мой светом разума Святого Евангелия Твоего, сердце — чистотой Твоих слов, тело — силой Твоих страданий без страстей, сохрани мысли мои Твоим смирением и поставь меня в нужное время славить Тебя молитвами и делами — Ты, Господи, прославлен во все века с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Духом. Аминь.

Еще одна краткая молитва Иисусу Христу перед иконой Вседержителя на русском языке:

Господи! Я Твой сосуд: наполни меня дарованиями Духа Твоего Святого! Без Твоей помощи я пуст и не имею благодати, часто полон всякого греха. Господи! Я Твой корабль: наполни меня грузом добрых дел. Господи! Я Твой ковчег: наполни меня вместо страстей, любовью к Тебе и к образу Твоему — моему ближнему. Аминь. 

Своей благодатью и Любовью да хранит вас Господь Иисус Христос!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

1 / 12
2 / 12
3 / 12
4 / 12
5 / 12
6 / 12
7 / 12
8 / 12
9 / 12
10 / 12
11 / 12
12 / 12