Краткое содержание
  1. Отличия храма и церкви
  2. Церковь создана Самим Христом
  3. Как правильно креститься, входя в церковь
  4. Главное Таинство Церкви
  5. В чем разница храма, церкви и собора

Отличия храма и церкви

рекомендуем к прочтению
  1. Иисусова молитва
  2. Молитва для успокоения сердца и души
  3. Молебен о работе
  4. Молебен Ксении Петербургской

Хотя бы раз в жизни каждый человек посещал ту или иную христианскую церковь, пусть даже с экскурсией и ради любопытства. Однако знаете ли вы, чем отличаются друг от друга храмы, церкви и соборы? И как входить в храм? Наша статья поможет вам избежать неловких ситуаций, расскажет об историческом значении церквей и даст ряд интересной информации о Таинствах Церкви.

Церковь создана Самим Христом

рекомендуем к прочтению
  1. Молебен Сергию Радонежскому
  2. Молебен о замужестве
  3. Молитва Архангелу Михаилу — сильная защита

Изначальное значение слова «Церковь» — собрание учеников Христа, христиан; в переводе — «собрание». Интересно, что первые христиане собирались зачастую не только в зданиях, важно, что они были вместе даже под открытым небом и могли совершать Таинства, молиться.
Однако и первое здание, которое можно именовать церковью, освятил Сам Христос во время Тайной Вечери.

Вечеря по-русски означает ужин. Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.

Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа — Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение — были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.

За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.

Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью. В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев. Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю.

Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

В Сионской горнице, можно сказать, был создан первый православный храм. В дальнейшем Пресвятая Матерь Божия и апостолы использовали это место как храм — здесь они стали постоянно собираться вместе, приводить все больше учеников, совершать Таинство Евхаристии.

Как правильно креститься, входя в церковь

Правильное крестное знамение совершается правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами. Они символизируют силу и всемогущество Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого — Нераздельной Святой Троицы.

  • Вначале пальцы нужно прижать ко лбу, освящая тем самым свой ум и вспоминая о небе и своем предназначении тянуться к духовному, к Богу;
  • затем к животу (примерно на уровне талии), освящая внутренние органы и вспоминая о земной и смертной своей природе;
  • к правому и затем к левому плечу, освящая все тело и вспоминая Святого Духа как Осуществляющего единение всего сущего в Боге.

При входе в храм и целуя иконы в храме и дома крестятся трижды. Есть несколько вариантов молитвы во время осененения себя крестным знамением:

  • прикладывая пальцы ко лбу, говорить: «Во имя Отца»;
  • к животу: «И Сына»;
  • к плечам: «И Святого Духа. Аминь».

По другой традиции можно креститься три раза и перед каждым крестным знамением говорить следующие молитвы.

  • Перед первым: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного» (или: «Пресвятая Троица, слава Тебе» — то есть обращаться к Богу в Трех Лицах);
  • Затем: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»;
  • Наконец: «Все святые и Ангельские силы, молите Бога обо мне».

После крестного знамения обычно кланяются в пояс (достаточно легко наклониться).

Главное Таинство Церкви

После слов Христа: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя», — по благодати Спасителя хлеб и вино, имея свой прежний внешний вид, перестали тогда и перестают ныне за каждой Литургией быть вещами земными. Они становятся, по Евангельскому слову, хлебом, то есть пищей жизни — Плотью Христа, которую Он отдает ради прощения всех грехов людских.

Апостолы смогли понять и принять это Таинство, ведь они уже видели, как насыщалось множество людей благословленными Господом малыми земными хлебцами. Они понимали, что земные вещи перестают быть таковыми по слову Христа.

Святитель Иоанн Златоуст, записавший и зафиксировавший на все последующие века церковное последование Святой Литургии, начатое еще апостолами, отметил, что Ветхий Завет имел кровь овец и тельцов, а Новый имеет Кровь Божию: «Это Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая ради прощения грехов» — сказал Сам Христос, подавая Чашу с вином ученикам. Под земным видом хлеба и вина Господь дал ученикам Божественное Тело и Божественную Кровь, которые на следующий день после Тайной Вечери Он добровольно отдаст на истязания и смерть. Он благословил апостолов совершать Причастие в Его воспоминание во все времена.

Так до конца времен и Страшного Суда Таинство Причащения будет совершаться во всех храмах православных. Здесь земные вещи чудесно изменяются Духом Святым в Тело и Кровь Спасителя, чтобы каждый человек мог зримо соединиться с Богом, прощающим его грехи и направляющим его жизнь. И принятие Святого Причащения — долг и необходимость каждого православного христианина, ведь каждый истинно верующий человек стремиться соединиться с Богом, идти по пути Истины.

  • Самая сильная молитва — это любое поминовение человека за Литургией и, конечно, само причащение. За человека во время Таинства Евхаристии молится вся Церковь.

  • Сегодня, готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Это происходит на «жертвеннике» (небольшом столике) в алтаре слева от престола.

  • На престоле — главном месте храма, квадратном столе с покровом, находящемся в алтаре — во время Литургии все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.

Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.

В чем разница храма, церкви и собора

  • Понятие «храм» означает вместилище Бога, дом Божий — то есть здание. Также в книгах апостольских Посланий и творениях Святых Отцов тело человека именуется храмом Божиим, потому что Божия благодать и Дух Святой пребывают в верующем и благочестивом человеке, приступающем к Таинствам Церкви.

  • Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм — одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей — например, Русская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь.

  • Собор — изначально главный храм города или монастыря. Сейчас такой собор именуют «кафедральным», а слово «собор» означает просто большой храм. Также древнерусским словом «собор», в переводе «собрание», называют по сей день съезды епископата и христиан-мирян (например, Вселенский Собор — встреча представителей всех Православных региональных Церквей, Поместный Собор — собрание одной Церкви).

Да хранит Вас и всю Церковь Православную Господь наш!

Отмечено ,