Краткое содержание
  1. ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ И КОРОЛЕВА НАД ВСЕМИ ЛЮДЬМИ
  2. КАК ВЫГЛЯДИТ ИКОНА
  3. ИСТОРИЯ ОБРАЗА
  4. КАК МОЛИТЬСЯ ИКОНЕ
  5. О ЧЕМ МОЛИТЬСЯ ЧЕНСТОХОВСКОЙ ИКОНЕ БОГОРОДИЦЫ
  6. КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ МОЛИТВУ БОГОРОДИЦЕ

ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ И КОРОЛЕВА НАД ВСЕМИ ЛЮДЬМИ

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ
  1. ИИСУСОВА МОЛИТВА
  2. МОЛИТВА ДЛЯ УСПОКОЕНИЯ СЕРДЦА И ДУШИ
  3. МОЛЕБЕН О РАБОТЕ

Удивительный, редкий и таинственный образ Ченстоховской Божией Матери на протяжении долгих веков вызывал споры и примирял воюющих, совершал чудеса и был поруган разбойниками, устрашал врагов и успокаивал молящихся перед ним. Одно известно людям всего мира — это величайшая святыня, через которую Сама Богородица помогает людям с Небес. Пожалуй, это единственная икона, которую так глубоко почитают люди обеих главных конфессий христианства: и православные, и католики.

Эту икону называют также «Непобедимая Победа» и «Черная Мадонна» из-за потемневшего от времени лика. По сей день, среди технологий современного мира и военных конфликтов, революций и войн, она имеет титул «Королева Польши» — это главная святыня западных славян и объект паломничества жителей всех европейских стран.

image

КАК ВЫГЛЯДИТ ИКОНА

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ
  1. МОЛЕБЕН О ЗАМУЖЕСТВЕ
  2. МОЛИТВА АРХАНГЕЛУ МИХАИЛУ — СИЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Образ Божией Матери принадлежит к распространенному иконографическому типу «Одигитрия». По преданию, она — одна из тех нескольких икон, которые написал евангелист Лука. Однако искусствоведы в соответствии с особенностями изображения и красочным слоем относят время ее создания к IX—XI векам, а местом написания называют Византию. Возможно, икона активно реставрировалась в это время. Кроме того, каждый человек, знакомый с иконописными манерами разных веков, отметит средневековое влияние в иконописи. Действительно, в исторических документах XVI века найден рассказ о реставрации Ченстоховской иконы польскими мастерами, которые не могли положить темперные краски (которыми пользуются и современные художники) на краски восковые — а именно такими пользовались византийские мастера и иконописцы первых веков христианства. Вероятно, по западноевропейским образцам и с учетом польских традиций, след которых заметен в деталях иконы, переписали икону западно-славянские мастера. Однако техника энкаустики, в которой используются восковые краски, свидетельствует о том, что изначально образ действительно мог быть написан в Византии или ранее — то есть самим евангелистом Лукой и действительно на досках стола Сионской горницы.

Верующие, молясь перед этим образом, представляют Пресвятую Богородицу словно при жизни — ведь этот образ если и не авторства современника Богоматери, то список с иконы, нарисованной с натуры. По преданию, увидев икону, созданную святым Лукой, Богородица благословила ее и сказала, что всем, кто обратиться перед этой иконой к Ней, будет ниспослана благодать. К иконографическому типу Одигитрии относятся и многие другие чудотворные иконы, например, Вифлеемская, Смоленская, Казанская, Тихвинская.

Богословский смысл образа подобен иным иконам Одигитрии. Богородица жестом правой руки указывает молящимся на Христа — единственный Путь к спасению и Жизни. Богородица являет людям Богомладенца, показывая, что только через веру в Господа Иисуса можно обрести истинный жизненный путь, дорогу в Царство Небесное. Этот Путь нужно пройти, чтобы достичь спасения.

    • Младенец Христос восседает на левой руке Матери. В левой руке, положенной на колени, Христос держит закрытую книгу — Евангелие, что символизирует пребывание полноты знаний в руках Божиих, а другой рукой благословляет молящихся.
    • Потемневший лик Владычицы Неба и Земли, по которому легко узнается Ченстоховская икона, написан на бирюзовом фоне, который сейчас закрыт ризой. Богородица повернута к верующим, на молящихся смотрит и Богомладенец. Одежды Христа царские, с удивительно торжественным алым оттенком. На них нарисованы вышитые украшения. Облачение и мафорий (головное покрывало) Богородицы имеют глубокий синий тон — на списках изображаются и голубые тона головного убора Богоматери. Одежды Пречистой Девы украшены золотыми лилиями, словно вытканными в знак царского достоинства. Надо лбом Божией Матери — звезда с шестью лучами, напоминающая о Вифлеемской. Вокруг головы Пресвятой Богородицы и Богомладенца — сливающиеся в один нимбы желтого цвета с позолотой. Они создают контраст с остальными темными красками.
    • Также образ легко узнаваем по продольным порезам на правой щеке Богородицы: две большие и одна малая царапины идут сверху вниз по ней.
    • К византийской традиции письма отсылает поза Богоматери, изображение с полуповоротом, намекающее на обратную перспективу, в которой выполнены все древние иконы. А западноевропейское влияние ощущается в цветах одежды и присутствии на ней золотых лилий — символа царской власти, пришедшего уже из средневековой Франции. Линии ликов мягче, чем византийские, есть небольшая светотень, которая не может присутствовать на древних иконах. Чудесным образом это соединение западного и восточного в чудотворном образе дарует возможность искренней молитвы перед ней и католикам, и православным. Образ написан еще до разделения Церквей, поэтому, несмотря на пребывание иконы в католическом монастыре, ее списки находятся во многих православных храмах.
image

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Образ Божией Матери имеет огромную историю. Он пребывал в нескольких столицах, через него Божия Матерь покровительствовала многим царственным особам.

После написания иконы евангелистом Лукой она пребывала в общине христиан Иерусалима. В 66–67 го­дах при нашествии войск римлян иерусалимские христиане с главными святынями общины, среди которых были иконы Божией Матери, затаились в городке Пелла неподалеку от города. Гонения заставляли их скрываться долгие века. Когда же император Константин Великий разрешил христианам исповедовать свою веру и сделал христианство официальной религией империи, его мать, равноапостольная царица Елена, также крестилась и приехала в Иерусалим, чтобы обрести Животворящий Крест Христов, на котором был распят Господь. В 326 году, после обретения Креста, христиане Иерусалима принесли в дар царице Елене Ченстоховскую икону — поскольку этот образ был подарен самой царице, он действительно почитался учениками Христа. В свою очередь, святая Елена построила часовню для иконы Богородицы при своем дворце в Константинополе. Известно, что здесь Ченстоховская икона находилась на протяжении пяти веков.

По приходе к власти императоров-иконоборцев икона была спрятана. Следы ее теряются, зато известно, что в славянские земли Ченстоховский образ был принесен как великая святыня основателем города Львова (Лемберга), правителем Галицко-Волынского княжества Львом в XIII веке. Икона была помещена в православной церкви замка Белз, упоминаемого в древнейшей русской летописи — «Повести временных лет». Икона находилась в ведении православного духовенства, но с первых лет пребывания на землях, где было распространено католичество, перед ней стали молиться и католики. Так икона стала играть большую роль в объединении христианских конфессий.
Однако в Белзе есть и еще одна версия явления в здешних землях Ченстоховской иконы. Возможно, икону взяла из императорских покоев византийская царевна Анна, жена равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси, и привезла с собой на Руси в Х веке. Действительно, сохранились сведения о том, что царевна везла с собой христианские иконы, среди которых была икона Одигитрии, а князь Владимир поставил их в первой каменной церкви Киева — Десятинной. Очевидно, Ченстоховская икона могла пребывать здесь до 1240 года, а затем была вывезена в Белз во время Батыева нашествия.
При завоевании Польшей львовских земель ико­на перешла к князю Владиславу Опольскому. В те бурные годы войны велись между многими племенами. Вот и победитель Владислав вскоре чуть было не погиб от рук татар, осадивших замок Белз. К счастью, князь вынес из храма икону Ченстоховской Божией Матери и поставил на стене для молитвы перед ней защитников крепости. По свидетельствам современников, на татар то ли нашло безумие — они начали убивать друг друга, то ли ядовитый туман. Их войска сняли осаду.

Сегодня в замке Белз остался лишь список чудотворной иконы: после спасения от татаро-монгольских войск князь Владислав отправился вместе с обретенной святыней в столицу княжества. Однако по дороге он остановился в небольшом селении под Ченстоховом. Здесь ему явилась в сонном видении Богородица и повелела оставить икону в местечке, построив там монастырь. Утром образ невозможно было сдвинуть с места. Князь удостоверился в воле Божией о местопребывании святыни, основал монастырь и вверил икону на хранение монахам паулинского католического ордена. Место это было названо Ясная гора — возможно, из-за княжеского видения.
Историческими являются и шрамы на лике Ченстоховской Богоматери. Некоторые предполагают, что это следы татарских стрел, оставленных еще при нападении на замок Белз. Однако вероятнее, что их оставили сабли гуситов — сектантов протестантского толка из Чехии и Италии. Они напали на монастырь, ограбили обитель и сгрузили на телегу сокровища. Ченстоховская икона при падении разломилась на три части.По преданию, воз с сокровищами, на который была погружена икона и другие ценности монастыря, не могли сдвинуть с места несколько коней. Тогда один из гуситов бросил икону на землю и начал рубить саблей. Легенда гласит, что грабителя постигла мгновенная страшная смерть, а другие были наказаны слепотой и отсохшими конечностями.
А в середине XVII века польский народ решил своеобразно отблагодарить Пресвятую Богородицу за победу над шведским королем Карлом Х. Король Ян Казимир разбил его под Ченстоховом, при молитвах к Пресвятой Богородице. Вернувшись во Львов, он своим манифестом поручил Польшу покровительству Богородицы и официально приказал называть Ченстоховскую икону Пречистой Девы «Королевой Польши». Через некоторое время монахи монастыря на Ясной Горе письмом запросили Папу Римского о короновании иконы. С его благословения была сделана золотая корона с украшениями, которая была торжественно помещена на образ при огромном стечении паломников. Это зримый символ чудес от иконы и благодати, которую Божия Матерь изобильно подает молящимся перед Ченстоховским образом. Сегодня корона бережно хранится в монастырской ризнице.
В ХХ веке икону украсила риза, усыпанная бриллиантами, и новые золотые короны Богоматери и Богомладенца — дар Папы Римского Пия Х, сделанный в 1910 году. А с 1926 года у образа пребывают сделанные на пожертвования польских католичек символы земной и небесной власти «Польской Королевы» – украшенные драгоценностями держава и скипетр.
Известно, что общехристианское почитание Ченстоховской иконы продолжается на протяжении веков. Так, в паломничество к святыне приезжали российские императоры Петр I, Александр I, Николай I.
В 1813 году русская армия освободила монастырь от захвата солдатами Наполеона. В благодарность настоятель и братия Ясной Горы подарили генералу Сакену список чудотворной иконы. Как «символ победы русского оружия» он пребывал в Казанском соборе Санкт-Петербурга, рядом с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, до 1917 года. Увы, после революции этот список был утрачен.
Последним признанием благодати Ченстоховского образа стало создание списка ее лика на Святой Земле. В Иерусалиме сохранилось предание о доме, где жила и преставилась ко Господу Пресвятая Богородица — это жилище апостола Иоанна Богослова в древней части города, у Сионской горницы (где проходила Тайная вечеря). В день смерти Богородицы христиане празднуют Успение Божией Матери — то есть «засыпание», ведь Матерь Божия умерла тихо, а в момент Ее смерти апостолам зримо явился Христос, приняв на руки душу Своей Матери. После праздника Успения католики отмечают память иконы. На месте дома, где скончалась Богородица, с первохристианских времен был храм, до 966 года — большая базилика, построенная равноапостольным императором Константином Великим, а с начала ХХ века — храм Успения, построенный немцами (Mariendom). С конца же ХХ века здесь пребывает точный список иконы.

image

КАК МОЛИТЬСЯ ИКОНЕ

В Ясной горе и поныне находится Святогорский монастырь. Его сердцем называют Капеллу Девы Марии — трехчастную часовню, построенную на месте деревянной в первой четверти XVI века, где и пребывает Ченстоховская икона.

Образ украшен серебряной рамой и вставлен в алтарь из драгоценного эбенового дерева. Для сохранности и безопасности образа он всегда, кроме особо установленных для поклонения часов, закрыт серебряной панелью «затвора», созданной в 1723 году. Только в определенное время дня, при звуках органа, икона открывается для молитвы паломников и братии перед ней. Образ пребывает в алтаре Капеллы, над престолом, поэтому даже открытую Ченстоховскую икону можно лишь увидеть издали — приложиться к ней нельзя.

День памяти отмечается по-разному католиками и православными. Католики чествуют ее 26 августа, после Успения. В Польше это национальный праздник, память главной святыни страны. Со всех областей ее, да и с других европейских стран люди совершают паломничество к «Матке Боске Ченстоховске». Верующие поляки по древней традиции дают паломникам бесплатный кров и пищу.

Православные празднуют память 19 марта. Паломнические традиции к этой дате не приурочены. Зато нужно сказать, что в честь иконы освящены только православные храмы:

    • Церковь в самом Ченстохове;
    • Часовня в Нило-Столобенской пустыни, в Тверской области;
    • Храм в Свято-Вознесенской обители села Хорошее Луганской области.
image

О ЧЕМ МОЛИТЬСЯ ЧЕНСТОХОВСКОЙ ИКОНЕ БОГОРОДИЦЫ

Эту икону не зря называют «Королевой». Ей очень подходит торжественный королевский титул, как и звание «Царицы Небесной». Словно Правительницу, Богородицу перед этой иконой просят об избавлении от всех бед и скорбей. Удивительно, но традиция записывать все чудеса, совершенные по молитвам перед этой иконой, как и традиция оставлять приношение Пресвятой Богородице после чуда, имеет многовековую историю. Капелла полна приношениями бедных и богатых людей, обретших счастье, благодаря Пресвятой Богородице.

Еще в первые века христианства был обычай — каждый, исцеленный по молитвам к Богу, приносил к иконам приношение в виде больного, а затем исцеленного органа. Со временем люди стали просто дарить украшения, драгоценности. Документы Ясногорской обители рассказывают, что такие дары — от простых медных колец до корон из драгоценных камней — уже в XIII веке приносили к Ченстоховской иконе из всех европейских стран. Со временем монахи вынуждены были сделать отдельные бархатные «одежды»-панно около иконы для размещения на виду всех пожертвований (ведь как можно было принесенные дары людских сердец продавать, пусть и на нужды монастыря?). В 1717 году для украшений начали создавать еще более масштабные оклады с металлической основой: теперь у иконы есть «одежды» по названиям находящихся на них даров: жемчужный, бриллиантовый, золотой… Удивительна риза (одежда) Богоматери, на которую нашиты военные ордена и медали, принесенные воинами всех веков в благодарность за помощь Богородицы. В часовне рядом с иконой есть и целая стена костылей и тростей, оставленных людьми, исцеленными по молитве перед иконой от болезней опорно-двигательного аппарата.

Богородица помогает всем верующим людям, вне зависимости от конфессии. Благодать Ее по молитве перед Ченстоховской иконой простирается на каждого человека, молящегося искренне, с просьбой о благом деле и о помощи в беде:

    • О защите от нападающих врагов видимых, людей злых, и невидимых — духов злобы.
    • Об укреплении в вере.
    • Об исцелении от любых тяжелых, неизлечимых и даже смертельных болезней.
    • Об избавлении от пороков и грехов.
    • О спокойном пути и помощи в дороге.
    • О примирении в ссорах между родителями и детьми, супругами, друзьями.
    • Об избавлении от несправедливости.
    • О даровании мудрости и разумения, помощи в ситуации трудного выбора и принятии сложных решений.
    • О спасении своей души и принятии в Царствие Небесное усопших близких.
image

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ МОЛИТВУ БОГОРОДИЦЕ

Несмотря на то, что икона долгие века находится на территории католической Польши, Русская Православная Церковь создала молитву, краткое молитвословие — тропарь, который читается в праздник памяти иконы, и акафист, читающийся перед ней. Конечно, необязательно ехать в паломничество в другую страну, тем более, что святыня труднодоступна для поклонения. Однако всегда можно приобрести или сделать своими руками — вышить образец — репродукцию. Молитву можно читать дома или в храме перед этим образом даже онлайн, ведь Церковь не запрещает чтения с экрана смартфона или монитора компьютера.

Молитву перед иконой Ченстоховской Божией Матери на русском языке можно читать онлайн по тексту ниже:

О Всемилостивая Госпожа, Царица Богородица, избранная Богом среди людей всех поколений земных и сегодня всем человечеством благословляемая! Посмотри милостиво на стоящих перед Твоей святой иконой людей, усердно молящихся Тебе и будь Предстательницей и Заступницей перед Сыном Твоим и Богом нашим Иисусом Христом о нас всех — пусть никто не уйдет от этого места молитвы обманутым в надежде своей, но пусть каждый примет от Тебя все, что хотел в доброй воле сердца своего, по нуждам и потребностям своим, для спасения души и здоровья телу. 
Молись, о Милосердная Владычица, к Богу Небесному, чтобы всегда Церковь Свою Он соблюдал в святости, укреплял Своим благословением свыше православных архипастырей, ограждал миром и спокойствием Церковь и архипастырей в здоровье, честности, долголетии, даровал Церкви их, правильно сохраняющих веру Православную и управляющих Церковью Словом Истины Божией, от всех видимых и невидимых врагов — духов тьмы — архипастырей, пастырей и всех православных христиан милостью Своей избавлял и в Православии и твердой вере до конца веков постоянно, без изменений хранил.
Сохраняй благодатью Твоей, Прославляемая всеми, и под присмотром милостивого Твоего заступничества все государство наше Российское, города наши, и особо город и храм Твой, подал нам богатые Твои милости, ведь только Ты — всесильная Помощница и Заступница христианам всем. Склонись к молитвам Твоих рабов, приходящих здесь к святой иконе Твоей Ченстоховской, услышь вздохи молитвенные и слова, которыми мы молимся к Тебе перед Твоим образом. Если же и иноверец, и иностранец, проходя у иконы Твоей, тоже помолится — услыши, о любящая всех людей, как детей Своих, Госпожа Богородица, помоги и ему любовью и милостью Твоей, дай ему все, нужное для помощи и спасения. 
Ожесточившихся же сердцем и рассеянных по земле христиан наставь на путь истины. Отошедших от веры обрати ко Христу и введи в Святую Православную вселенскую кафолическую Церковь. В семьях всех людей, среди братии монашествующей сохрани и убереги мир, в юношах и девушках утверди дух братства и смирения, и мудрости; стариков поддержи, наставь подростков, сделай мудрыми мужчин, о сиротах и вдовицах позаботься, притесняемых и находящихся в горе и скорби утешь и будь им охраной, воспитай младенцев, исцели больных, освободи находящихся в плену. Да будет нам всегда оградой благодать Твоя и утешением нам и нашим благодетелям милостивое Твое посещение. 
Подай, о Благая, земле нашей урожайность, погоду добрую и все, что нам на пользу, подай в дар в нужное время по всесильным Твоим молитвам перед Пресвятой Троицей — Господом, подателем Жизни, вместе со всеми святыми Его, и с просветителями стран славянских Кириллом и Мефодием. Предков же наших усопших, отцов и матерей, братьев и сестер наших, молящихся во все века от дней древних перед святой иконой Твоей, упокой в селениях праведников, местах райских светлых и спокойных, где нет ни печали, ни вздохов. 
Когда же придет время и нам от жизни земной уйти к жизни вечной, будь защитницей нам, Благословенная всеми поколениями людей Дева, и подай кончину православную без боли, не в стыде, мирную, после Причастия Святых Христовых Тайн, чтобы мы в будущей жизни смогли все, вместе со всеми святыми Божиими, жить в бесконечной блаженной жизни в Царстве Небесном Любимого и Единственного Сына Твоего, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Которого славим, чествуем и кланяемся Ему вечно. Аминь

Молитвами Пресвятой Богородицы и заступничеством Ее да хранит вас Господь!