Краткое содержание
  1. Частушка - что это? Народный фольклор в музыке и слове
  2. Что такое частушка?
  3. Характеристики частушек
  4. История частушки
  5. Исполнение частушек
  6. Поэзия частушек в оценках певцов
  7. Текст частушек

Частушка — что это? Народный фольклор в музыке и слове

рекомендуем к прочтению
  1. Акафист Божией Матери Умягчению злых сердец
  2. Молебен о семье
  3. Молебен Петру и Февронии Муромским

Каждый народ имеет свою сокровищницу традиций. И если авторское искусство имеет известные каждому имена — Чайковский и Бах, Пушкин и Байрон, — то народное творчество анонимно. Зачастую оно безыскусно и просто. Однако именно такое коллективное искусство становится памятью народа, называясь фольклором.

Одним из самых распространенных фольклорных жанров является частушка. В русском языке это слово, вероятно, произошло от глагола «частить». И действительно, это слово характеризует скорость исполнения частушек — любимого всеми и исполняемого по сей день повсеместно жанра.

Что такое частушка?

рекомендуем к прочтению
  1. Акафист Животворящему Кресту
  2. Акафист Семистрельной Божией Матери
  3. Акафист Иисусу Сладчайшему

Частушка — музыкально-стихотворный жанр народного творчества, характеризующийся с литературной точки зрения иронией, юмором, а с музыкальной — ритмичностью и краткостью. Текст и стихотворная составляющая в частушке превалируют над музыкальной, поскольку музыка подстраивается под стихи ритмически, в то же время отличаясь безыскусностью и простотой. Музыка частушек — это мелодии без сложных гармоний, с речитативным написанием. Частушка при этом сопровождается импровизацией на народных музыкальных инструментах — балалайке, гуслях, трещотках, дудках…

Например,

Маня верила приметам
И отстала по предметам
Потому что от примет
Никакой-то пользы нет.

По данным фольклористов, частушка как фольклорный жанр в России сформировался во 2й половине XIX века. Это слово впервые в науке было употреблено писателем Николаем Васильевичем Успенским — собирателем фольклора, составлявшем описание народных жанров.

Основой для возникновения частушки, по мнению ученых, стали потешки, дразнилки, припевки во время игр и плясок, скоморошьи прибаутки.

Характеристики частушек

В частушке высмеивается некий порок или глупость человека. В подавляющем большинстве случаев частушки исполняются женщинами — соло или хором, — высмеивая, например, других женщин или своего «милого», а иной раз — саму себя.

Смысл частушек — в коротком абзаце рассказывается, как человек по своей глупости совершает некий поступок, а затем из этого случая делается назидательный вывод, иногда для забавы — абсурдный.

Вологодские ребята
Обнимают горячо:
Чуб налево, ус направо
И сопля через плечо.

История частушки

Считается, что дар частушки зародился в Поволжье и на Русском Севере, в частности, Костромской и Вологодской областях. Частушки мели афористический склад, будучи похожими на поговорки той или иной области. Со временем появились целые песни, похожие по ритму на частушки.
Например, известная песня «Ах Самара-городок», по словам музыковедов — почти сборник частушек. Эта песня стала популярной на всю страну во время Великой Отечественной войны, когда бригады Куйбышевской (Самарской) филармонии ездили по фронтам с концертами. Известно, что солистка Вера Зенкевич пела эту песню в Сталинграде и даже в Берлине, в осажденном рейхстаге.

Исполнение частушек

По наблюдениям ученых, многие частушки создавались деревенской молодежью, а то и импровизировали во время народных гуляний. Зачастую бралась одна мелодия, под которую в этот день исполняло целый ряд частушек. Важная эмоциональная и гармоническая составляющая частушек – это мажорный лад. Ведь в частушке всегда присутствует шутливость, веселость, которую можно передать только мажорным ладом — минорный лад никогда не сможет настроить вас на такое настроение, только на медленные и тягучие мелодии (они также есть в народных песнях, но другого жанра). Мажорный лад подходит и для маршей — например, «Прощание Славянки». Вот почему частушки чаще всего исполняются в мажорном ладу. Поэтому же под частушки часто пляшут. Это жанр музыки, в котором можно и спеть, и плясать, в отличие, например, от симфонии или сонаты, под которую танцевать невозможно.

Будучи поэтическим ответом на события, частушка зачастую рождалась в ходе импровизации. Со временем появился жанр «битв частушек», когда два хора или два певца по очереди сочиняют, высмеивают друг друга. Не стали ли такие битвы прообразом битв рэперов в 21 веке?

Поэзия частушек в оценках певцов

Экспрессия частушки требовала определенного поэтического выражения. Чаще всего они пишутся хореем, где зарифмованы 2-я и 4-я строки.

Интересно, что ряд певцов считал унизительным для себя и музыки исполнение частушек. Еще на Дону, в казацких поселениях частушек никогда не существовало. Сами казаки их не сочиняли, относясь к этому жанру презрительно, считая его глупым и даже позорным. Такое отношение переняли и некоторые деятели искусства. Мнение, что частушки пагубны для народного песенного творчества, что именно они придают глубокомысленному русскому фольклору дурашливый оттенок. Так, против частушек выступал великий баритон Федор Шаляпин. Он исполнял много народных песен, но, конечно, не частушек (еще раз отметим, что это был преимущественно женский жанр), объявляя их пошлыми и глупыми.

В поэтическом языке частушек присутствует красочность образов и сравнений, которые порой становятся нелитературными — употребляется обменная лексика, мат. Отсюда близость частушек к жаргонным песням, например, близка частушкам «Мурка». По смыслу она похожа на частушки, но имеет сюжет. Таким образом, со временем многие композиторы стали использовать остроту и резкость жанра частушки.
Интересна судьба матросского танца «Яблочко», который многие причисляют к частушкам. Изначально это пляс матросов, который был сочинен еще в Средние века в Англии и Ирландии под именем «Хорн пайп». Он разошелся по миру во второй половине 18 века в том виде, который нам привычен, и исполнялся только танцорами мужского пола (сейчас исполняется и при участии женщин). Затем на него были народом созданы блатные тексты — видимо, в штрафных батальонах. Танец был интеллигентным, а для уголовников он превратился в плясовую песню, под которую они коротали зэковские будни. Со временем «Яблочко» стали исполнять и в солдатской среде — во время Великой Отечественной на эту мелодию было создано множество текстов. А мелодия танца по ритмичности действительно близка частушкам. Кроме того, возможность импровизации текстов позволяла использовать их как некие мужские частушки.
Ярким и самым известным исполнителем жанра блатных (жаргонных, воровских, бандитских) песен был Леонид Утесов. Этот великий певец имел небольшой голос — по сей день музыковеды не знают, имел ли он тенор или баритон, — но владел им гениально. Интересно, что по просьбе Сталина Утесов однажды прямо на большом правительственном концерте исполнил блатную песню «С одесского кичмана». Утесову запретил петь блатные песни тогдашний министр культуры Борис Шумяцкий, угрожая арестом. Встретив Шумяцкого после концерта для Сталина, Утесов не преминул подразнить его, рассказав, что исполнил по просьбе «человека, которому не мог отказать» «С одесского кичмана». Министр долго кричал и угрожал Утесов, пока тот, вволю навеселившись, не объявил, что просил его об этом сам Сталин. Шокированный и испуганный (еще бы — принизил вкус самого вождя, за это могли и расстрелять!), министр поспешил молча уйти. Больше он никогда и ни в чем не перечил Утесову.

Текст частушек

У частушек есть несколько видов, логично делящихся по тематике текстов.

  • Лирические,
  • Плясовые,
  • Страдальческие,
  • Политические,
  • Матаня.

Самым неясным для современного человека является последний вид. Матаня — это народное слово, обозначающее «милый» или «милая». Такие частушки обращены к жениху или невесте исполнителя, его или ее любимой или любимому.

Как и в любом народном жанре, тематика частушек широка, однако наиболее приближена к «сердечной» и обыденной. Тематика частушек — любовно-бытовая, шутливая. Частушка со временем стала трансформироваться в более длинную веселую песенку на близкие и знакомые каждому темы. Именно близостью каждому человеку и обуславливается популярность частушки.

В советское время спектр тематики частушек значительно расширился. Ведь частушки исполняли по телевидению и радио, с частушками выступали агитбригады — так этот жанр стал даже средством пропаганды. Появились политические частушки, которые, по своему обыкновению, высмеивали — теперь уже англичан и немцев, Гитлера и Муссолини.

Через частушку народ выражал презрительное равнодушие к политическим течениям, иностранной агрессии.
Интересно, что уже во времена перестройки и распада СССР появились частушки с активным использованием иностранных слов и неологизмов, широко вошедших в речь россиян в то время. Как и прежде, в частушках отражались злободневные реалии того времени.

Отмечено